Преподавание литературы Урок по литературе в 10-м классе по теме: "Экскурсия в музей литературных героев. И.А. Гончаров "Обломов" (урок-мастерская)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1196 Королева Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Форма организации познавательной деятельности – групповая. Методы обучения:
Предварительно класс делится на группы по 4 – 6 человек. Учащимся предлагается задание подготовить музейную композицию о героях романа И.А. Гончарова «Обломов»; с этой целью необходимо еще раз «прочитать и перечесть» главы романа. Итак, учащиеся должны подготовить экспонаты для демонстрации (эстетическое оформление, этикетки для каждого предмета), продумать легенду каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения); предусмотреть «изюминку» - сюрприз своей экскурсии (музыкальное сопровождение, инсценировки – иллюстрации), отхронометрировать время (7 – 8 мин). Ход урока I. Вступительное слово учителя
Наша цель – еще раз обратить внимание на роль художественной детали в создании образа. Сегодня мы приглашаем вас в музей, аналогов которому в мире нет! Это музей произведения художественной литературы, музей литературного героя. Итак, «Обломов» Иван Андреевич Гончаров II 1)Экспозиция, посвященная роману и его автору. (портрет И.А. Гончарова, издания романа, трубка, глобус, поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», первая страница романа «Обломов», папка «Дело №», портреты А.А. Фета, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого). Комментарий к экспозиции « И.А. Гончаров «Обломов» 1859 год – год рождения романа «Обломов». Первыми, кто познакомился с героями романа, были А.А. Фет и И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой в этом же 1859 году писал: «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный». «Обломов» - социально - философский роман. В нем автор поднимает вопросы волнующие русское общество 40 – 50-х годов XIX века:
«Роман – монография» - так назвал «Обломова» Гончаров, так как он имел в виду замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии. Папка «Дело №» В 1834 году после окончания Московского университета И.А. Гончаров поступил на службу к губернатору Симбирска в качестве секретаря. Он стремился попробовать свои силы «в деле», поспособствовать изменению чиновничьих нравов. Но служба не оправдала надежд, поэтому в 1835 году он уезжает в Петербург. Глобус – работа над романом «Обломов» продолжена после кругосветного путешествия, описанного в книге очерков «Фрегат «Паллада». Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». И.А. Гончаров продолжает «гоголевские» традиции: он тщательно выписывает пейзажи, интерьеры, портреты, очень внимательно относится к миру вещей, которые становятся символом, например, халат, пирог и др. 2) Экспозиция, посвященная гостям Обломова. (портреты, выполненные учащимися, белый шарф, цилиндр, сердце, стихи, часы, папка «Дело №», орден, кошелек, блокнот, перо). Волков – молодой человек, франт (можно сказать), одет по последней моде, поэтому здесь вы видите белый шарф и цилиндр, стихи и сердце – это символ его молодости, вспыльчивости, энергичности и влюбляющейся души. Он стремится быть у всех на виду, его цель – светский успех. Влюблен. «Зачем?»- спрашивает его Обломов Судьбинский - чиновник. Его цель – карьера и выгодная женитьба. Часы – символ точности, размеренности и распределенности времени. Здесь же вы видите папку «Дело №», орден, блокнот. Алексеев. В его портрете выражены двойственность, неопределенность. Тарантьев. Об этом герое говорит пустой кошелек. 3) Экспозиция, посвященная Захару. (галоши, разнос с заварником, сахарницей, самоваром, монеты, телогрейка, валенки, веник). Захар. Его имя означает «Память Господня» (от Захария – с др. евр.). Барин и слуга – единое целое. Он не стремится менять образ жизни, любит поспать, любит тепло. Одет в поношенный сюртук. Нет ни одной вещи, которую бы он не сломал. Самый «любимый» предмет Захара – веник (больше всего он не любил работать). Мы предположили, какое письмо мог Обломов написать Захару. «Возможно, ты не ожидал получить от меня послание. Однако я все ж пишу тебе. Очень часто мы бранились. Хотя ты не имеешь права грубить хозяину. Но тебе безразличны установленные правила, и ты, защищая себя, говоришь мне гадости. (например, что я другой). Ядовитый у тебя язык, Захар! Так помимо всего прочего, я имею в виду выше описанное, ты всегда разбиваешь или ломаешь мои вещи; что-нибудь да теряешь (например, гривенники); никогда хорошо не приберешься: вечно пыль остается да паутина по углам. Когда тебе на них указываешь, тут же начинаешь все отрицать. Да еще и дерзко отвечаешь! Захар, ты ужасный сплетник! Кто ж тебе давал право говорить о свадьбе?! Старый обманщик! Мало того, ты еще и лентяй! Тебе лишь бы поваляться. А стоит позвать тебя по делу, так ты еле идешь (а еще ворчишь!) Правда, в Обломовке ты всегда смотришь за мной. За что я очень тебе признателен. Да … ты ядовитый человек (я говорю неправду, чтобы тебе совестно стало). Но я не представляю свой жизни без тебя. Ты именно тот, кто до сих пор может заставить меня поверить в мою идеальную жизнь. В жизнь в Обломовке. Ты оберегал меня от неприятностей (таких, как Тарантьев Михей Андреевич). Ты до конца был мне предан и верен. Я полагаю, ни одного барина ты бы так не любил! (Я свято в это верю.) Захар, я написал письмо с целью того… Для того, чтобы поделиться своими чувствами. Наши пререкания добавляют мне уверенности в себе. Что я могу хоть что-то в этой скучной жизни. Ты старый плут (здесь я тебя называю так, чтобы ты задумался над свом поведением) и самый мой настоящий слуга (это я говорю от чистого сердца). С уважением, 4) Экспозиция, посвященная Андрею Штольцу. (книги по экономике, статуэтка лошади, глобус, книга, фрукты, заграничный паспорт, «Басни» Крылова и ноты). Андрей – мужественный, храбрый (с греч.). Гармония его жизни заключается в постоянном движении, он переезжает из одной страны в другую, участвует в компании, отправляющей товары за границу. Поэтому здесь представлены глобус, заграничный паспорт. Также здесь вы видите книги по экономике и философии, «Басни» И.А. Крылова и ноты (мать стремилась развить в сыне музыкальные и литературные способности). Фрукты – жизнь в Одессе Андрея Штольца и Ольги Ильинской. Статуэтка лошади - Андрея Штольца автор сравнивает с чистокровной английской лошадью. 5) Экспозиция, посвященная Ольге Ильинской. (веер, пяльцы, ветка сирени, ноты, корзинка с рукоделием, книги). Звучит музыка П. Чайковского «Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь… уеду с ней в Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж», - так писал И.А. Гончаров своему другу летом 1857 года. Она – главная героиня нового романа Ольга Ильинская. Ольга – светлая. Ангел – для Обломова «она как ангел, восходит на небеса, идет на гору. Он за ней, но она едва касается травы и в самом деле как будто улетает». Ольга - умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. Она стремится спасти его (Илью Ильича) от апатии и лени, активно вторгается в его жизнь (книги). Сердце зачеркнутое. Ольга воспринимает любовь как долг, как обязанность. Ветка сирени. Отношениям Ольги и Обломова аккомпанирует природа: объяснение в любви происходит в разгар лета, а охлаждение друг к другу подчеркнуто снегопадом на Выборгской стороне. Веер. Символ женственности. По мнению Н. Добролюбова, Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать у теперешней русской жизни. 6) Экспозиция, посвященная Агафье Матвеевне Пшеницыной. (фартук, платки, бусы, корзинка с рукоделием, комнатные цветы, баночки с приправами, булочки домашней выпечки, салфетки). Агафья – хорошая, добрая (др. греч.) Не случайно этой простой женщине автор дал имя, близкое имени его любимой матери Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы. Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Ее жизнь – это будничные заботы о еде, стирке, детях. Обломова она окружила любовью и заботой. Именно этот мир, созданный руками Агафьи Матвеевны, ее любовь самоотверженная, позволили Обломову чувствовать себя спокойно и счастливо. Бусы – символ женской красоты. У Агафьи Матвеевны сначала был простой платок, без рисунка (как символ бедности). Потом у нее появились другие платки, яркие, красивые. Комнатные цветы – символ уюта. Варежки и носки – это символ женской заботы, тепла. Любовь Агафьи Матвеевны, безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь вечно присыпанная сдобной мукой, любовь жертвенная преобразила простую заурядную женщину, стала содержанием ее жизни. 7) Экспозиция, посвященная главному герою романа Илье Ильичу Обломову. (портрет Гончарова, газеты, часы, булочки домашней выпечки, халат, тапочки, диван, трубка, ветка сирени, письмо Обломова, чернильница, перо, книги, зеркало). Илья Ильич Обломов. Илья (от Илия – крепость Господня). Илья Ильич Обломов - обломок камня. «Родов дряхлеющих обломок Используя прием повторяемости имени и отчества, автор подчеркнул, что «норма жизни была готова и преподана родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки…». Главный герой большую часть времени проводит на диване. На нем он обдумывает планы переустройства усадьбы, и в его воображении предстает картина вечного лета, где всегда праздник и веселье. «Да, я барин, и делать ничего не умею». Своеобразным символом безделья становятся халат и домашние туфли. Халат в русской литературе стал своеобразной аллегорией духовного падения (П. Вяземский). На первый взгляд казалось, что комната достаточно убрана. Но внимательный посетитель заметит забытую с ужина тарелку, страницу раскрытой книги, запыленную и пожелтевшую от времени, прошлогодний номер газеты, лежавший на столе. Часть экспонатов посвящена Обломовке: исполинский пирог – символ счастливой, изобильной, благодатной жизни. Самовар, подушечка – символ покоя, тишины, наслаждения, сна и в то же время бездействия, гибели. Цилиндр, папка. Во время визита посетителей Обломов задает вопрос: «Зачем? Где же тут человек? Все это мертвецы, спящие люди». Перед Обломовым стоит вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя. Он делает свой выбор. Исследователи обращали внимание на родство Ильи Ильича с Гамлетом, Дон Кихотом. Как Гамлет он должен был ответить на вопрос «Идти вперед или остаться?», с Дон Кихотом героя объединяет чистота души и идеализация мира. Портрет И.А. Гончарова. - «Я писал свою жизнь». Учащиеся – экскурсоводы, представляя экспонаты выставки, напоминают посетителям описание внешности героев (страницы романа) и знакомят с творческими работами учащихся класса (письма Обломова героям романа). Представление экспозиции, посвященной Ольге Ильинской, сопровождается муз. фрагментами пьес П.И. Чайковского. В заключении урока учащиеся представляют эпизод объяснения Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова. III. Рефлексивный этап. Посетители музея могут задать вопросы экскурсоводам. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |