Преподавание русского языка Конспект урока по теме: "Различение частиц не-ни". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2789 Емельянова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы Тип урока: комбинированный Цель: показать различение частиц НЕ и НИ Знать: Условие выбора частиц НЕ - НИ. Попутное повторение: Знаки препинания в СП. Оборудование: Фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная установка. ХОД УРОКА 1. Определение темы урока. - Здравствуйте, Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.
- Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ) 2. Постановка целей урока. - Закрепим сведения об употреблении частиц. Вспомним пунктуацию в СП. Но сначала вспомним сочетания с НЕ и НИ. 3. Повторение - Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали? - Посоревнуемся: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель! (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…) - Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания? - Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией. 4. Работа с текстом. - Возьмите карточку №5. Прочитайте текст. - Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок. - Какое устойчивое сочетание вы встретили? - Что оно обозначает? 5. Выполнение практического задания. Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении. - Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте). Различение НЕ и НИ
- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы. (дифференцированное обучение) Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении. Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые. Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях. Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость. МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые. Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками. Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость. 6. Работа по составлению текста на определённую тему Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание. - Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций (текст высвечивается на экране через мультимедийную установку). Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв. Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________. 7. Подведение итогов урока - Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ. Мы словно побывали в мастерской, где создаются маски. - Кто может вспомнить этимологию слова “маска”? Действительно, это прежде всего “шутка”. Дома я предлагаю вам продолжить создавать маски, которые могут поддерживать вевёлое настроение. Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |