Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Конспект урока по теме: "Различение частиц не-ни". 7-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект урока по теме: "Различение частиц не-ни". 7-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2764

Емельянова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: комбинированный

Цель: показать различение частиц НЕ и НИ

Знать: Условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: Знаки препинания в СП.

Оборудование: Фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

1. Определение темы урока.

- Здравствуйте, Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

- Итак, какова тема урока? (Различение частиц НЕ И НИ)

2. Постановка целей урока.

- Закрепим сведения об употреблении частиц. Вспомним пунктуацию в СП.

Но сначала вспомним сочетания с НЕ и НИ.

3. Повторение

- Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать пи взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

- Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

- Посоревнуемся: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!

(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

- Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.

4. Работа с текстом.

- Возьмите карточку №5. Прочитайте текст.

- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

- Какое устойчивое сочетание вы встретили?

- Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

- Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте).

Различение НЕ и НИ

НЕ НИ
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить частицу, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.

Карточка № 5

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

6. Работа по составлению текста на определённую тему

Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание.

- Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций (текст высвечивается на экране через мультимедийную установку).

Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв.

Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.

7. Подведение итогов урока

- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ.

Мы словно побывали в мастерской, где создаются маски.

- Кто может вспомнить этимологию слова “маска”? Действительно, это прежде всего “шутка”.

Дома я предлагаю вам продолжить создавать маски, которые могут поддерживать вевёлое настроение.

Список литературы.

  1. Полежаева Е. А Современные открытые уроки русского языка 7 класс Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  2. На берегах Лингвинии. Под ред. Л. Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21