Преподавание литературы Урок литературы в 9-м классе по лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики Пушкина. Тема урока "И образ незабвенный…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 956 Иванова Светлана Николаевна, учитель русского языка Цели урока:
Оформление урока:
а) вальс Грибоедова; б) “Лунная соната” Бетховена; в) Вальс-фантазия Глинки; г) романс Глинки “Я помню чудное мгновенье…” д) романс Рахманинова “Не пой красавица при мне” Оборудование: мультимедийный проектор. Ход урока Тихо звучит романтический вальс. 1. Добрый день! Наш сегодняшний урок посвящен судьбам женщин, оставивших в жизни Пушкина неизгладимый след. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Стихи поэта – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскивание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. Произведение тогда талантливо и совершенно, когда оно задевает сокровенные струны в душе каждого, находит отклик в сердцах многих. В сущности, не так уж важно, по какому поводу оно написано, кому посвящено. Для читателя такое произведение становится своим, глубоко личным, он находит в нем себя, узнает свою боль или радость. И все же будем пунктуальными исследователями, и в начале нашего разговора откроем прекрасные страницы о любви, перелистаем некоторые из них и заглянем в этот особый мир, который вдохновлял поэта на создание поэтических произведений. (Звучит “Лунная соната” Бетховена) Первая страница. Годы учения Пушкина в Лицее – 1811-1817 годы. Знакомство с Екатериной Бакуниной (спроецировать портрет рис.1) Одна из учениц рассказывает: - Екатерина Павловна Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. “…Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”, вспоминал Комовский. Милая Бакунина – предмет первого юношеского увлечения Пушкина, к ней обращены многие его стихотворения 1815-1816 годов. О ней вспоминал он и долгие годы спустя в черновых строфах восьмой главы “Евгения Онегина”: “О ней задумывался нежно, Весь день минувшей встречи ждал И счастье тайных мук узнал…” Ученик в роли Пушкина: - 29 ноября 1815 года. Лицей. “… Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел я на снежную дорогу – ее не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила была. Как черное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут!” Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29 ноября 1815года. Ученица в платье пушкинских времен: - Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы очаровали лицеистов. Раньше и гуляли, и играли, и проказили вместе, а теперь всяк сам по себе. Сдав в начале 1812года экзамен, воспитанники перешли в старшую группу. “Монашеский режим кончился, они почувствовали себя взрослыми, это был возраст снов, надежд, мечтаний, этот критический возраст, когда и “жить торопятся и чувствовать спешат”. А что за жизнь без самого сокровенного ее таинства – любви. Учитель: Пушкин с чувством пламенного юноши описал прелести Бакуниной в стихотворении “К живописцу”. (Чтение стихотворения) (Звучит музыка “Вальс-фантазия”) Учитель: До нас дошел автопортрет Бакуниной, акварельная работа П.Соколова (1828). Рассказ ученика об автопортрете Бакуниной художника Соколова. Вторая страница. Петербург. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (рис.2) 1. Рассказ первой ученицы об Олениной звучит на фоне вальса Грибоедова; Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Олениных… 2. Рассказ второй ученицы: Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть. 3. Чтение стихотворения “Я вас любил…” Учитель: Звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…” 4. Чтение стихотворения “Ее глаза”. Третья страница. Южная ссылка – 1820-1824годы. Знакомство с сестрами Раевскими – Екатериной и Марией. (рис.3)
Учитель: Переворачиваем страницу журнала. Четвертая страница.
Рис 4 Пятая страница. (Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского)
Шестая страница. Моя жена – ангел. Н.Н. Пушкина. (рис. 6)
Заключение. Перевернута последняя страница поэтического дневника Пушкина. Подведение итогов урока. Домашнее задание: прочитать 2 главу романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |