Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-, -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2464 Вавилина Ираида Валентиновна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной деятельности Цель: совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся Задачи:
Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык” для 5 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, ; у учителя – видеоаппаратура, словари Ожегова (2), грамматические таблицы, портрет Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ. Ход урока 1. Проверка Д.З. Упр. 273. 1) Что такое морфема? (Часть слова.) Кстати, понятие “морфема” введено в науку русским ученым Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845–1929). (Показать портрет.) Он писал о термине морфема: “Считать подобный термин лишним – это то же самое, что считать лишним объединяющий термин “дерево” и довольствоваться частными названиями “дуб”, “береза”, “ель”, “ива” и т.д.” 2) Какие вы знаете морфемы? (Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс.) 3) Назовите слова, морфемный состав которых соответствует модели … Н ЫЙ (облачный, огуречный, воздушный), найдите для них однокоренные. 4) назовите однокоренные слова, в которых происходят следующие чередования: к//ч//ц, з//г//ж, з//ж, п//пл (учащимся показываются карточки). – Какое языковое явление мы наблюдаем в словах? (Чередование согласных.) – Как называются такие чередования? (Исторические.) 2. Сообщение темы учителем, формулировка цели, задач урока учащимися, изучение нового материала. Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о чередовании гласных. – Прочитайте тему урока, сформулируйте цель. Как ее можно достичь? 1) Стр.91, упр. 278. Прочитать задание, пронаблюдать, сделать вывод. (1гр.– с непроверяемыми гласными в корне, 2 гр. – с проверяемыми гласными в корне). Составьте и запишите 3 словосочетания со словами левого столбика, к 3-м любым словам правого столбика подберите и запишите проверочные слова. (Самостоятельная работа – 5 мин.) Запишите и пронаблюдайте, как пишутся гласные в корнях данных слов. 2) Обсудите в парах свои предположения. (ЛАГ – ЛОЖ) 3) Проверка, заслушивание ответа. У кого другое мнение? 4) Стр. 92 – прочитайте правило, оправдались ли наши предположения о правописании корней ЛАГ-ЛОЖ. (На доске крепятся грамматические карточки с корнями.) В русском языке есть исключение из этого правила: ПОЛОГ (карточка на доску). Из сл. Сергея Ивановича Ожегова: полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.). 5) Рассмотрим другую группу корней: РАСТ– РАЩ– РОС (карточки). – Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) – Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? (Упр. 82) – Правил без исключений не бывает. Посмотрите видеосюжет и запомните слова-исключения. (Просмотр видеосюжета.) – Запишите слова-исключения в тетрадь. Проверьте правильность написания. (Карточка со словами вывешивается на доску.) – Значение каких слов вам не совсем понятны? (Индивидуальное задание – 2 чел. находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.) Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Закрепление. 1) Найдите 4-е лишнее: Возраст, поросль, роса, водоросли.
2) Игра-задача “Составь слово!” (2чел. на обратной стороне доски, все – в тетрадях.) Приставка из слова ПРЕДУТРЕННИЙ Какое слово получилось? Какое орфографическое правило спряталось в слове? 4. Творческая работа (в группах). Предложен текст с пропусками слов, попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его. Тропинка почти …, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, … осокой луг. … этой жесткой травы больно хлестали по ногам. Дальше … широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна с … молодых елочек. На поляне уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых. Слова для справок: распол.жилась, зар.сла, пор.сль, распол.гался, зар.стающий, зар.сли. 5. Запись в тетрадь составленного текста. 6. Запись домашнего задания: на выбор 1)придумать 5 загадок “Составь слово!” 2) Упр. 286 (по заданию учебника) 3) составить кроссворд со словами на изученное правило. 7. Итог. – Что нового узнали на уроке? – Достигли ли мы поставленной цели? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |