Преподавание литературы Стихи поэтов XIX века о родной природе "Край ты мой, родимый край"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2076 Фролова Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивать навыки анализа поэтического текста. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой. Оборудование: записи классической музыки: П. И. Чайковский “Времена года”, репродукции картин, портреты писателей. Повторение литературоведческих терминов: эпитет, метафора, олицетворение. Словарная работа: кроткий, благовест, благостный, каяться. Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, успокаивающий. Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. Ход урока1. Организационный момент. Запись темы урока. Слово учителя. Родная природа так привычна нам, что мы не всегда замечаем ее красоту. И это во все времена помогают нам увидеть поэты, живописцы, композиторы. Свои чувства, переживания, ощущения они передают в произведениях. Так Чайковский создает целый музыкальный цикл “Времена года”, где мы услышим и журчание ручья, и шорох листьев, и звон бубенцов. Прослушайте отрывок, попытайтесь определить. О каком времени года здесь идет речь (какие весенние звуки пытается передать автор)? 2. Прослушивание музыкальных фрагментов. Поэты также часто обращаются в своих произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. Сегодня мы поговорим о поэзии 19 века. 3. Давайте вспомним, с какими стихотворениями о природе мы уже знакомились в этом году. М. Ю. Лермонтов. “Когда волнуется желтеющая нива”. С. 137 - О чем оно? –Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой? - Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой? - Давайте сначала повторим те термины, которые нам уже с вами известны? 4. Работа с учебником. - Давайте прочитаем статью учебника, которая предваряет чтение стихотворений. С.294 -295. - Как жилось большинству населения России в XIX веке? - найдите в тексте и прочитайте тот отрывок, где говорится, что олицетворяют в поэзии времена года, как они связаны с жизнью человека? 5. Слово учителя. Родоначальником пейзажной лирики считают В. А. Жуковского (1783-1852) Давайте прочитаем его стихотворение “Приход весны” и подумаем, - о чем оно? - Какие яркие приметы весны выделяет поэт? - С чем он сравнивает приход весны? (с жизнью души) - Почему? (Душа весной оживает) - Как человеческие чувства “переплетаются” с состоянием природы? - Как называется прием перенесения чувств человека на природу? (олицетворение) 6. Слово учителя. Еще один поэт, с творчеством которого нам предстоит познакомиться – это А. К. Толстой. (1817-) С его стихотворениями вы сталкивались уже не раз. (“Осень. Осыпается весь наш бедный сад”) В его стихотворениях также перед нами предстает образ русской природы. Давайте прочитаем вместе стихотворение, первую строчку которого мы вынесли в название нашего урока “Край ты мой, родимый край…” и подумаем, о чем оно. - О чем оно? - Какие чувства выражены в этом стихотворении? - Похоже ли оно на народную песню? (повторы, “гой”) - Что создает автор – образы существ (коня, орла, соловья, волка) или их действий? - В этом стихотворении совсем нет глаголов. Автор использует существительные. Мешает это восприятию образов стихотворения или нет? (В нем нет глаголов, и в то же время оно наполнено стремительным движением) Какие средства художественной выразительности использует автор? У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. Какой мы видим родину? 7. Чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест” Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения “открылись” нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. 8. Словарная работа: Найдите в словаре и объясните, что означают эти слова. Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, успокаивающий. Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. - Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? - Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите эпитеты. 9. Чтение стихотворения А. К. Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала” - О чем это стихотворение? - Какова его главная мысль? (Призыв быть внимательным и бережным к природе) - Какие эпитеты использует автор для характеристики человека (“с новою враждою”, “презрительной пятой”) 10. И. А. Бунин Чтение стихотворения “Родина”. О чем оно? - Каково ваше впечатление от стихотворения? Какой образ возникает в вашем воображении? - Какой мы видим родину? Какие краски преобладают в стихотворении? - Почему именно образ заснеженных просторов ассоциируется в сознании Бунина с образом Родины? Какие эпитеты использует автор создавая эту картину? (мертвенно-свинцовое небо, молочно-синий туман. Сумрачная даль) Есть ли в этом стихотворении примеры олицетворения, сравнения. (день меркнет угрюмо, туман как кроткая печаль). Давайте посмотрим в наших словариках, что значит слово кроткий. Словарная работа: Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. У. Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникают в вашем воображении во время чтения. 11. Итог урока. У. С какими произведениями вы сегодня познакомились? Что объединяет эти произведения? 12. Самостоятельная работа с поэтическим текстом по предложенной карточке. (Приложение 1) 12. Домашнее задание. Дома вы должны выучит наизусть одно наиболее понравившееся стихотворение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |