Преподавание русского языка Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1407 Чичерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы В своей долголетней практике я хотела бы уделить особое внимание на роль русского языка в современном мире, а также на развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Многочисленные уроки и внеклассные мероприятия были направлены на реализацию поставленных мною задач. Одна из которых – развитие грамматической детской речи учащихся. В течение пяти лет я провела много уроков по развитию речи, посвященных творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Б.С.Житкова. Цикл уроков по внеклассному чтению, посвященных новелле Б.С.Житкова «Механик Салерно» – я оформила в брошюре: «Уроки внеклассного чтения по новелле Б.С.Житкова «Механик Салерно»; «Разработки уроков литературы по творчеству Б.Л.Пастернака»; «Город сердца моего»… Успех в обучении и воспитании зависит от содержания, методов и организационных форм занятий, а также от воздействия на учащихся личности учителя. «Научить правильной и красивой русской речи можно в принципе на любом ситуативно – тематическом содержании. Однако воспитательные цели диктуют необходимость специального отбора материала и тем. Если исходить из общей теории воспитания, то оптимальным будет ориентация курса русского языка, прежде всего на идейно-политическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Кроме того, русский язык как учебный предмет открывает широкие возможности для воспитания у школьников привычки ежедневно кропотливо трудиться. Следует поэтому, как можно полнее использовать обучение русскому языку для трудового воспитания учащихся. Исключительно большое значение приобретает работа по формированию у школьников навыков связанной русской речи. Развитие связной речи – один из разделов работы по развитию речи школьников. Работа над развитием связной речи. Отбор лексики и виды словарной работы. Лексика учащихся обогащается по мере расширения круга понятий, с которыми она знакомятся на любом уроке в школе : на уроке грамматики, литературного чтения, географии, алгебры, ботаники и др. На уроке русского языка словарный состав изучается с грамматической точки зрения. В словарной работе знакомство со словом проходит через три стадии: 1) выяснение значения слова; 2) знакомство с правилами употребления слова; 3) показ стилистического своеобразия употребления данного слова. Разнообразные упражнения, связанные с синонимической заменой слов и словосочетаний, данных в контексте и вне контекста. Особое место принадлежит упражнениям на выяснение значения слова. Усвоить, например, правописание безударной гласной в слове кандидат –значит связать правильный зрительный образ слова со значением слова в целом. Если слово непонятно учащимся, то и усвоение его правописания будет чрезвычайно затруднено. Поэтому при изучении традиционных написаний необходимы орфографические упражнения, связанные с работой над значением слов. Мало сказать, что в словах жюри, брошюра, парашют пишется после шипящих ю, а не у. Надо объяснить эти слова как ими пользоваться, так как правильное понимание значения слова в целом – необходимое условие работы по орфографии. Упражнения такого рода содействует прочному запоминаю орфограмм, в то же время с работы над значением слова начинается всякая работа по развитию речи. С другой стороны, словарно-орфографическая работа позволяет учителю работать над расширением активного словаря учащихся. Для этого при изучении различных правил не следует ограничиваться пределами заведомо знакомых учащимся простых, бытовых слов. Например, было бы неправильно при изучении существительных 3-го склонения на шипящую ограничиваться словами мышь, дочь, рожь, необходимо в упражнения включать и такие слова, как молодежь, роскошь и др., то есть, расширяя диапазон орфографической грамотности, необходимо расширять и словарь учащихся. Здесь одно и другим неразрывно связано. При изучении непроизносимых согласных даю представление о словах захолустных, безучастный, повсеместно, гигантский. При этом объясняем не только правописание этих слов, но проводим разъяснительную работу по выяснению значения лов. Иногда для этого включаем слово в контекст. Заучиваем орфографию таких слов, которые нужна учащимся в процессе общения. Участвовать, чествовать, чувствовать, приобретать, преследовать, преодолеть, препятствие, знаки препинания. При подготовке к сочинению о зиме «Зимнее утро», «Зимней день», «Зимний лес» учащиеся ведут наблюдение над погодой, подбирают эпитеты, сравнения, метафоры к словам: вечер, небо, воздух, снег, звезды, луна, ветерок. Тщательно отрабатывается орфография всех подобранных слов. Затем на доске и в тетради записываем следующее: Ветер – тихий, морозный, ясный, звездный, теплый. Работая над сочинением, учащиеся используют накопленный словарь. Большое значение для развития речи имеет работа над синонимами. При изучении приставов пре- и при- можно провести такие виды работы: 1) К словам в первом столбике подобрать подходящие по смыслу слова с пре- и при- из второго столбика; придумать с этими словами предложения. Изменить пресмыкаться 2) Выделенные слова заменить словами с приставками пре- или при- . Необходимо найти себе работу. Надо начинать работу. На экскурсии было 30 человек. 3) Замените приведенные выражения одним прилагательным с приставкой пре- или при-, стоящие после других приставок. Врачи, которых нельзя примирить. Равнина, которой не видно конца. Слова для замены: неприступный, непримиримый, непреодолимый, беспредельный. Ученица составила следующий текст : Наступила поздняя осень. Невесело и резко смотрит солнце. Яростные перерывы ветра сбрасывают последние листья с деревьев. Опустевшие поля представляют грустную картину. Часто идет ненастный дождь. Привожу и другой вид упражнений. Под диктовку записываем текст, рассчитанный на замену одних слов другими, на вставку пропущенных частей текста, замена одной формы слова другой. При изучении личных окончаний глаголов предлагаю учащимся во время диктанта заменить прошедшее время настоящим или будущим, подчеркнуть личное окончание, указать спряжение. Во время весенних каникул мы ежегодно ездили в Казань. Нас водили в музеи и цирк. Мы видели каждый раз много интересного. О своих поездках мы часто вспоминали, рассказывали о них нашим знакомым. Творческий диктант при закреплении изученного о причастии. В текст вводятся причастные обороты. Пусть земля будет садом. По воле человека, … (смело покоряющего природу). Сегодня сады растут и в Сибири. Для беседы по картине предлагаю вопросы: 1. Как называется картина и кто его автор? Рассказ о художнике и его картине. Чем можно объяснить успех этой картины? Что художник сумел донести до нас? Какими же средствами передал художник увиденное и что нужно знать, чтобы правильно понять картину? Какая идея заключается в пейзаже? Текст диктанта В 1847г. В Петербурге состоялось открытие … выставки. В ... зале была показана … картина «Березовая роща» Куинджи. Открытие выставки этой картиной было … событием в…жизни России. Картина поразила … блеском красок, … жизненностью и ... простотой. Записанный текст диктанта с прилагательными В 1847 г. В Петербурге состоялось открытие ежегодной художественной выставке. В огромном тысячеметровом выставочном зале была показана единственная картина – «Березовая роща» Куинджи. Открытие выставки этой картиной было большим событием в художественной жизни России. Картина поразила ярким, невиданным блеском красок, необычайно жизненностью и удивительной простотой. (Вигдорова» Тарусские страницы». Калуга). Работа над сочинением представляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум. Программой по русскому языку предусматривается специальная работа над темой сочинения в 5 классе.
Предлагаю учащимся рассказать о каком – нибудь памятном дне прошедших летних каникул. Вот один из устных рассказов пятиклассников. Например: – Сегодня вы рассказывали о том, где и как проводили летние каникулы, старались передать свои впечатления, связанные с прекрасной порой летнего отдыха. Еще долгое время вы будете вспоминать туристские походы, ночевки в лесу: будете рассказывать своим товарищам, родным, как впервые поймали огромного леща, сазана или карпа, как удалось вам заманить на крючок зубастую щуку. Одни из вас научились плавать, другой полюбил тишину и прохладу лесных чащ, третий научился ориентироваться по звездам и по коре деревьев и т.д. всем вам хочется поделиться своими впечатлениями, мыслями с товарищами. Но рассказываете вы все-таки плохо: перескакиваете с одного на другое, пропускаете очень важное и , наоборот, подробно описываете незначительные случаи, торопитесь, возвращаетесь назад, повторяетесь. Эти недостатки мешают слушающему понять смысл вашего рассказа, рассеивают внимание, понижают интерес к тому, о чем вы хотели сообщить собеседнику. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Вам предстоит написать сочинение на тему, связанную с прошедшими летними каникулами. Как вы думаете, с чего следует начинать работу над сочинением? Чтобы убедить детей в том, что в сочинении надо отвечать на поставленные в теме вопросы, мы предлагаем для обсуждения несколько ученических сочинений с различными недочетами в раскрытии темы. В течение пяти-шести дней работают над сочинением. В это же время на уроках русского языка проводится работа по обогащению речи учащихся и предупреждению различного рода речевых недочетов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |