Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-размышление по главе из книги В.П. Астафьева "Последний поклон": "Ангел-хранитель"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление по главе из книги В.П. Астафьева "Последний поклон": "Ангел-хранитель"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1688

Мельникова Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы; Полежаева Марина Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • расширять и углублять знания о жизни и творчестве В.П. Астафьева;
  • развивать навыки анализа художественного текста;
  • воспитывать стремление к деятельному добру, любовь к животным.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы.

  1. Слово учителя.
  2. Выбор учащимися эпиграфа к занятию (из предложенных учителем).
  3. Сообщение ученика с показом презентации (биография В.П. Астафьева).
  4. Опрос в игровой форме (решение кроссворда по прослушанному сообщению).
  5. Взаимопроверка.
  6. Терминологическая работа (“автобиография”).
  7. Беседа по проблемным вопросам произведения.
  8. Аналитическая работа с текстом (осмысление и объяснение ключевых выражений произведения).
  9. Выразительное чтение эпизодов.

Оборудование.

  1. Эпиграфы к уроку.
  2. Сообщение учащегося.
  3. Презентация (фотографии к биографии писателя, иллюстрация к уроку).
  4. Раздаточный материал для учащихся (кроссворды, ключевые слова и выражения из текста художественного произведения – “Страница из записной книжки читателя”).
  5. Тексты художественного произведения (глава из автобиографической повести “Последний поклон” “Ангел-хранитель”).

Ход урока

На доске записаны тема урока, эпиграфы (при недостатке места, эпиграфы можно раздать в напечатанном варианте), термин “автобиография”, домашнее задание.

1. Вступитеное слово учителя.

- Как вы думаете, ребята, о ком у нас сегодня пойдёт речь на уроке?

- Какие произведения В.П. Астафьева вы уже знаете? (“Васюткино озеро”, “Фотография, на которой меня нет”, “Конь с розовой гривой”).

2. Выбор учащимися эпиграфа.

- Дома вы читали ещё одно произведение писателя (“Ангел-хранитель”), выберите, с ваше точки зрения, подходящий для нашего занятия эпиграф. Обоснуйте свой выбор.

Эпиграфы

Делать людям хорошее – хорошеть самому. Л. Татьяничева

Будь добрым к тем, кто от тебя зависит. Аттар (персидско-таджикский поэт)

Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А. Шопенгаэр

Милосердие украшает сильного. Индийское изречение

Истинное милосердие не ограничивается человеком. М. Прада

3. Реализация индивидуального домашнего задания.

- Произведение, которое вы читали, тесно связано с биографией писателя. Чтобы углубить ваши представления о жизни и творчестве Виктора Петровича Астафьева, послушаем сообщение. (Во время прослушивания сообщения учащиеся рассматривают иллюстрации, думают над кроссвордом.)

Сообщение ученика по биографии писателя <Приложение 1>, <Приложение 2>.

4. Разгадывание кроссворда.

- А теперь проверим, как вы внимательно слушали. Разгадайте кроссворд, который лежит у вас на парте <Приложение 3>.

Взаимопроверка кроссвордов.

- Если разгаданы все слова оценка “5”, не угадали 2 слова – “4”, 3-4 слова – “3”, более 4 – “2”.

Листочки подписываются и сдаются.

5. Работа над литературоведческим термином.

- Не случайно наш урок мы начали с биографии Виктора Петровича Астафьева. Рассказ “Ангел-хранитель”, который вы прочитали к сегодняшнему занятию, входит в большую автобиографическую книгу В.П. Астафьева “Последний поклон”. Вспомним, что такое автобиография? Разберёмся в значении этого слова:

Авто (я) + био(жизнь) + графо (пишу).

Автобиография (от греческих – я, жизнь и пишу) – описание своей жизни.

- Итак, о чьём же детстве повествует рассказ “Ангел-хранитель”? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева).

6. Аналитическая беседа по проблемным вопросам текста.

- В какое время происходит действие рассказа? (33 год, голодное время).

- Каковы приметы этого трудного времени? Прочитайте.

- Как встретила невзгоды семья мальчика? (Семья перебивалась, благодаря оптимизму бабушки, она умела всех поддержать).

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию (см. презентацию, последний слайд) и ответьте на вопрос: “Чем бабушка дорожила больше всего?” Почему? (Машинкой “Зингер”. “Бабушка обшивала на ней почти полсела. Пока машинка стоит на своём месте, живы и надежды…”).

- Почему Екатерина Петровна решилась продать золотые серёжки дочери, матери Витьки? (Внук заболел – это была крайняя мера).

- Что бабушка купила на базаре на последние деньги, “заработанные на дровах ослабевшим от голода дедом”? (Каравай).

- Кого, прежде всего, хотела накормить ослабевшая Екатерина Петровна? (Внука и деда).

- Как обманули бабушку на базаре? (В середине каравая был не хлеб, а мякина).

- Каково было состояние дедушки, когда он узнал об обмане? Подтвердите текстом произведения.

- Попробуйте описать бабушку в этот момент. (Ещё больше согнулась в спине, сделалась каменной, “… рот бабушки вдруг начал беззвучно шевелиться, сделался чёрным”, глаза расширились, из них потекли слёзы…).

- Как вы оцениваете поступок тех людей, которые обманули бабушку? Что значил для семьи этот хлеб?

В душе мальчик знал, что всё наладится, “бабушка что-нибудь сообразит”.

- Какого ангела-хранителя принесла бабушка в дом? (Щенок).

- Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания – это главные качества, которые отличали бабушку).

- Как вы прокомментируете слова бабушки: “Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…”? (Всё в жизни взаимосвязано.За добро отплатится добром – это нравственный закон бабушки).

- Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках.

- У некоторых читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы, отдельные слова. Перед вами страница из записной книжки такого читателя <Приложение 4>. Попытайтесь понять, на что он обратил внимание, и прокомментировать.

Задание выполняется письменно. Работы подписываются и сдаются.

7. Подведение итогов урока.

- Название рассказа – “Ангел-хранитель”. Кто это? Почему?

- Кому, как вы думаете, отдаёт последний поклон своим произведением В.П. Астафьев? (Бабушке, Екатерине Петровне).

8. Домашнее задание.

- Есть ли у вас, ребята, друг, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение- миниатюру на тему “Мой ангел – хранитель”.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21