Преподавание литературы Урок-размышление по главе из книги В.П. Астафьева "Последний поклон": "Ангел-хранитель"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1688 Мельникова Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы; Полежаева Марина Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цели:
Тип урока: комбинированный. Формы и методы работы.
Оборудование.
Ход урока На доске записаны тема урока, эпиграфы (при недостатке места, эпиграфы можно раздать в напечатанном варианте), термин “автобиография”, домашнее задание. 1. Вступитеное слово учителя. - Как вы думаете, ребята, о ком у нас сегодня пойдёт речь на уроке? - Какие произведения В.П. Астафьева вы уже знаете? (“Васюткино озеро”, “Фотография, на которой меня нет”, “Конь с розовой гривой”). 2. Выбор учащимися эпиграфа. - Дома вы читали ещё одно произведение писателя (“Ангел-хранитель”), выберите, с ваше точки зрения, подходящий для нашего занятия эпиграф. Обоснуйте свой выбор. Эпиграфы Делать людям хорошее – хорошеть самому. Л. Татьяничева Будь добрым к тем, кто от тебя зависит. Аттар (персидско-таджикский поэт) Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А. Шопенгаэр Милосердие украшает сильного. Индийское изречение Истинное милосердие не ограничивается человеком. М. Прада 3. Реализация индивидуального домашнего задания. - Произведение, которое вы читали, тесно связано с биографией писателя. Чтобы углубить ваши представления о жизни и творчестве Виктора Петровича Астафьева, послушаем сообщение. (Во время прослушивания сообщения учащиеся рассматривают иллюстрации, думают над кроссвордом.) Сообщение ученика по биографии писателя <Приложение 1>, <Приложение 2>. 4. Разгадывание кроссворда. - А теперь проверим, как вы внимательно слушали. Разгадайте кроссворд, который лежит у вас на парте <Приложение 3>. Взаимопроверка кроссвордов. - Если разгаданы все слова оценка “5”, не угадали 2 слова – “4”, 3-4 слова – “3”, более 4 – “2”. Листочки подписываются и сдаются. 5. Работа над литературоведческим термином. - Не случайно наш урок мы начали с биографии Виктора Петровича Астафьева. Рассказ “Ангел-хранитель”, который вы прочитали к сегодняшнему занятию, входит в большую автобиографическую книгу В.П. Астафьева “Последний поклон”. Вспомним, что такое автобиография? Разберёмся в значении этого слова: Авто (я) + био(жизнь) + графо (пишу). Автобиография (от греческих – я, жизнь и пишу) – описание своей жизни. - Итак, о чьём же детстве повествует рассказ “Ангел-хранитель”? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева). 6. Аналитическая беседа по проблемным вопросам текста. - В какое время происходит действие рассказа? (33 год, голодное время). - Каковы приметы этого трудного времени? Прочитайте. - Как встретила невзгоды семья мальчика? (Семья перебивалась, благодаря оптимизму бабушки, она умела всех поддержать). - Посмотрите внимательно на иллюстрацию (см. презентацию, последний слайд) и ответьте на вопрос: “Чем бабушка дорожила больше всего?” Почему? (Машинкой “Зингер”. “Бабушка обшивала на ней почти полсела. Пока машинка стоит на своём месте, живы и надежды…”). - Почему Екатерина Петровна решилась продать золотые серёжки дочери, матери Витьки? (Внук заболел – это была крайняя мера). - Что бабушка купила на базаре на последние деньги, “заработанные на дровах ослабевшим от голода дедом”? (Каравай). - Кого, прежде всего, хотела накормить ослабевшая Екатерина Петровна? (Внука и деда). - Как обманули бабушку на базаре? (В середине каравая был не хлеб, а мякина). - Каково было состояние дедушки, когда он узнал об обмане? Подтвердите текстом произведения. - Попробуйте описать бабушку в этот момент. (Ещё больше согнулась в спине, сделалась каменной, “… рот бабушки вдруг начал беззвучно шевелиться, сделался чёрным”, глаза расширились, из них потекли слёзы…). - Как вы оцениваете поступок тех людей, которые обманули бабушку? Что значил для семьи этот хлеб? В душе мальчик знал, что всё наладится, “бабушка что-нибудь сообразит”. - Какого ангела-хранителя принесла бабушка в дом? (Щенок). - Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания – это главные качества, которые отличали бабушку). - Как вы прокомментируете слова бабушки: “Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…”? (Всё в жизни взаимосвязано.За добро отплатится добром – это нравственный закон бабушки). - Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках. - У некоторых читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы, отдельные слова. Перед вами страница из записной книжки такого читателя <Приложение 4>. Попытайтесь понять, на что он обратил внимание, и прокомментировать. Задание выполняется письменно. Работы подписываются и сдаются. 7. Подведение итогов урока. - Название рассказа – “Ангел-хранитель”. Кто это? Почему? - Кому, как вы думаете, отдаёт последний поклон своим произведением В.П. Астафьев? (Бабушке, Екатерине Петровне). 8. Домашнее задание. - Есть ли у вас, ребята, друг, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение- миниатюру на тему “Мой ангел – хранитель”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |