Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Прогрессия в математике и не только. 9-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Прогрессия в математике и не только. 9-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1138

Олькова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литерат

Цель:

  • Образовательная: обобщить материал по изученным темам, систематизировать знания по теории математики и литературы в ходе работы с математическими задачами и анализа художественного текста; продолжить подготовку к итоговой аттестации.
  • Развивающая: развивать образное мышление, языковое и математическое чутье; развивать внимание к авторскому слову; формировать умение использовать материал одного учебного предмета в другом; приобщать учащихся к исследовательской работе и творческому осмыслению полученных наблюдений.
  • Воспитательная: формирование культуры общения учащихся воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока
: интегрированный

Методы:

  • Словесный (беседа)
  • Наглядный (иллюстрации)
  • Метод фронтального контроля
  • Игровой

Средства обучения:

Видеоматериал: презентация «Досье на Чичикова» (Приложение 1)

Наглядный:

  • портреты помещиков из «Мертвых душ»
  • лото «Прогрессии»
  • картинки для коллажей
  • подготовленные учащимися презентации задач
  • карточки с характеристиками помещиков

Материал для рефлексии:

  • оценочный лист
  • экран настроений

Ход урока

Учитель литературы. Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок, в котором совместим две дисциплины: математику и литературу. Существует такое изречение: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой». Вот такую связь мы и попробуем найти сегодня. А что из этого получиться – увидим в конце занятия. По ходу нашего урока в оценочном листе вы будете отмечать знаком «плюс» те задания, с которыми успешно справились.

А начнем мы с математики.

Учитель математики. Тема нашего урока «Прогрессия в математике и не только». Для начала мы обратимся к истории, вспомним интересные факты об арифметической и геометрической прогрессиях.

(Ответы учащихся:

– О прогрессиях и их суммах знали древнегреческие ученые. Так, им были известны формулы n первых чисел последовательности натуральных, четных и нечетных чисел. Архимед (3 век до н. э.) для нахождения площадей и объемов фигур применял “атомистический метод”, для чего ему потребовалось находить суммы членов некоторых последовательностей. Он вывел формулу суммы квадратов натуральных чисел и показал, как найти сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

– Отдельные факты об арифметической и геометрической прогрессиях знали китайские и индийские ученые. Об этом говорит, например, известная индийская легенда об изобретателе шахмат.

В древней индии шах Шерам посулил любую награду за интересную игру, к которой он долгой время не потерял бы интерес. Ученый Сета изобрел шахматы и попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью – еще в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки. К ужасу шаха он не мог выполнить пожелание ученого. Число зерен, о которых идет речь, является суммой шестидесяти четырех членной геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Вот это число: 18 446 744 073 709 551 615. Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с урожая планеты, поверхность которой примерно в 2000 раз больше поверхности Земли.

– Термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием (в 6 веке) и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Названия “арифметическая” и “геометрическая” были перенесены из теории непрерывных пропорций, которыми занимались древние греки.

– Формула суммы членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом (в 3 веке). Формула суммы членов геометрической прогрессии дана в книге Евклида “Начала” (3 век до н.э.)

– Известна интересная история о знаменитом немецком математике К. Гауссе (1777 – 1855), который в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту. Сообразив, что суммы 1+100, 2+99 ит. д. равны, он умножил 101 на 50, т. е. на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.

Учитель математики. Уже через 3 месяца вам предстоит проходить итоговую аттестацию, где вы должны показать знание теории. А для этого мы повторим формулы и определения арифметической и геометрической прогрессии, используя игру лото. У каждого из вас на столах лежат карточки с формулами. Вы должны поместить эту формулу в ту клеточку, чтобы она подходила определению. (работа учащихся). Итог игры.

– На дом вам было дано задание составить по две задачи по теме «Прогрессии», чтобы было видно, что арифметические и геометрические прогрессии встречаются не только в математике, но и в других областях науки. Я предлагаю сейчас показать решение одной из задач, а вторую вы раздадите одноклассникам в копилку домашнего задания.

(Презентация задач)

Учитель литературы. Мы сейчас говорили об арифметической и геометрической прогрессиях, где мы видели количественные данные, через которые наблюдали возрастание и убывание численных значений. Но существуют ещё условные прогрессии, не учитывают количественные данные, а отражают качественные изменения в чём-либо.

Например, вы можете проследить условную прогрессию на личном примере.

Вы пошли в детский сад---------получали знания лепки, рисования.
В начальную школу----– второй вклад: писать, читать, рассуждать.
В основную школу--------третий вклад: умение применять полученные знания, расширяется кругозор и т.д.

Таким образом, мы видим условную прогрессию в приобретёнии знаний и умений.

Н.Н. На личном примере вы представили ,что такое условная прогрессия.

Давайте постараемся найти условную прогрессию в изученном нами произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

Н.В.Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит детали, будто под микроскопом, и они приобретают непривычный облик, но все же хорошо узнаваем читателем.

Сначала обратимся к центральному образу поэмы – ЧИЧИКОВУ.

  • Какими чертами характера обладает Чичиков?

(превосходный психолог
Блестящий имитатор
Хозяин – приобретатель
Подлец)

Сейчас мы посмотрим досье на Павла Ивановича Чичикова. Во время просмотра вы должны обнаружить условную прогрессию в этом материале.

1.

Рабски угождает учителю и становится его любимцем.
Манипулируя людьми, получает место повытчика (пообещал жениться на дочери своего начальника)
Убеждает начальство в своей неподкупности (на таможне), а сам наживает состояние на крупной партии контрабанды.

2.

Отец дал полтину
Продажа снегирей, дрессированных мышей, спекуляция булочками
Накопил 5 рублей
Получил должность с жалованием 30-40 рублей в год
Построил дом на казенные деньги
Состояние в 500 тысяч рублей

(Е.И.оформляет эти прогрессии на доске)

  • Выделенная вами информация дается в определенной последовательности. Это прогрессия, но какая? (Убывающая или возрастающая?)
  • К чему приводят все предпринятые Чичиковым мошенничества? Чем заканчиваются?

(странная закономерность: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное –ведь это всегда процесс без результата. Всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество.)

Прогрессия напрямую связана со стилистическим термином «градация».

  • Что такое градация?

(Прием, состоящий в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении каких-либо признаков).

– Чичиков посещает помещиков с целью приобретения «мертвых душ». А вот в какой последовательности – мы должны воспроизвести. Поместите, пожалуйста, на доске портреты помещиков в такой последовательности.

МАНИЛОВ – КОРОБОЧКА – НОЗДРЁВ – СОБАКЕВИЧ – ПЛЮШКИН

  • Почему именно в такой последовательности Гоголь разместил помещиков?

(От героя к герою Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципу всё более глубокого духовного оскудения и морального падения).

  • Какая это прогрессия? (Убывающая)

– Гоголь умеет находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Каждый, кто внимательно прочитал «Мертвые души», по деталям интерьера, предметам быта может «прочитать» хозяина, выделить его главные черты и недостатки. Вещь несет на себе отпечаток характера человека, которому она принадлежит.

– На столе разложены предметы(картинки), принадлежащие помещикам. Мы должна создать своеобразные коллажи, по которым сделаем выводы каковы характеры помещиков, которых посещал Чичиков.

(Таблица)

Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин
  • Трубка
  • Беседка
  • Книга
  • Табачница-картуз
  • Бисерный чехольчик для зубочистки
  • Бронзовый подсвечник
  • Зеркало
  • Карты
  • Картина с птицами
  • Кутузов
  • Подушки
  • Коробочка, мешочек
  • Сундук
  • Мотки ниток
  • Сало
  • Пенька
  • Пистолеты
  • Шарманка
  • Сабля
  • Ружье
  • Шашки
  • Багратион
  • Бюро
  • Птица в клетке
  • Бобелина –греческая героиня
  • Бараний бок
  • Рюмка
  • Письмо
  • Чернильница
  • Гравюра
  • Кулич
  • Часы с маятником
  • Графин
  • Паутина
  • Мухи
  • Обломки лопаты
В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно кому, так просто –чтобы были именины сердца. Никому не доставил пользы и живет пустяками, только фантазирует. В вещах или чего-то недостает, или в них что-то лишнее. Беспомощность и неприспособленность к жизни. Расчетлива и занята только накоплением и своим хозяйством. Захваченная жаждой наживы, она торгует всем. Великое множество мелочей свидетельствует о мелочной бережливости хозяйки. Неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент без всякой причины набедокурить, напакостить или совершить нечто непредвиденное и необъяснимое. Расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, себе на уме, у него все прочно и крепко. Грубой животной силой веет от этого существа, в голове которого не шевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. «Совсем не было души». Это существо обнаруживало звериную жестокость и хитрость. Дом похож на могильный склеп. Не понятно, мужик это или баба. Раб вещей, а не хозяин. Страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества.
Человек ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан Человек, опутанный «потрясающей тиной мелочей» Человек со своеобразной «широтой натуры» «Средней величины медведь» «Прореха на человечестве»
  • Есть ли в изображении быта помещиков прогрессия? Какая это прогрессия?

– Итак, анализируя гоголеский принцип создания образов, мы можем сделать вывод, что в произведении «Мёртвые души» чаще встречается убывающая прогрессия, показывающая духовное и моральное падение общества

Может, стоит задуматься о том, по какой прогрессии протекает наша жизнь: по возрастающей или убывающей. Вот вопрос для размышления.

Учитель математики. Давайте обратимся к высказыванию академика Ландау.

«ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ МОЖЕТ ОТОРВАТЬСЯ ОТ СВОЕГО ВООБРАЖЕНИЯ, ОН МОЖЕТ ОТКРЫТЬ И ОСОЗНАТЬ ДАЖЕ ТО, ЧТО ЕМУ НЕ ПОД СИЛУ ПРЕДСТАВИТЬ». (ЛАНДАУ)

Так и мы сегодня на уроке попытались связать, казалось бы, совсем несовместимые дисциплины и убедились, что всё-таки существует связь между математикой и другими науками, включая литературу. И это не случайно, ведь каждой науке присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у неё есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах, независимо от того, литература это или математика.

В ходе урока вы заполняли оценочные листы. По результатам этих листов мы выставим оценки и объявим их на следующем уроке. Но хочется сказать, что все работали в меру своих сил, каждый внес вклад в достижение целей урока. Спасибо за работу.

Домашнее задание будет следующим:

– Математика: решить задачи из копилки заданий;
– Литература: нарисовать герб помещика, дать обоснование своего выбора

Рефлексия

В заключение просим вас заполнить экран настроений.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21