Преподавание русского языка "Я вам пишу…" Разработка урока написания письма в 8-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 984 Федосеева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование занятия: Слайды с отрывками из писем известных писателей, литераторов, таблица-алгоритм создания текста письма (у автора). Ход занятияДобрый день, дорогие друзья! Любите ли вы получать письма? А любите ли вы писать письма? Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил: Слайд 1
К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню» Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен. Обратимся к словарику, который необходим на сегодняшнем уроке: Слайд 2
Слайд 3Однажды в редакцию газеты «Пионерская правда» пришло письмо, над которым долго смеялись сотрудники, а потом и читатели. Вот оно перед вами: Ученица читает слайд 3:
Почему вызывает улыбку это стихотворение? (Ответ учащихся) Конечно, в нем нарушена стилистическая принадлежность некоторых слов и выражений. В тексте разговорного стиля автор использовал слова, приемлемые для стиля официальных документов. Это вызывает комический эффект. То есть, хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо для создания текста. Давайте вспомним стили речи нашего русского языка. (Ответ учащихся) У вас на партах отрывки из писем поэта В.В. Маяковского, поэта К.М. Симонова, академика Д.С. Лихачёва. Определите, какого стиля эти отрывки, найдите доказательства принадлежности каждого отрывка названному стилю. Один ученик читает отрывок из письма В.В. Маяковского.
К какому стилю принадлежит письмо В.В. Маяковского? (Официально-деловой) Докажите это, приведя в качестве примеров характерные для этого стиля лексические, морфологические и синтаксические средства. (Ответы учащихся) Письмо академика Д.С. Лихачева к молодежи читает далее ученица.
Учащиеся доказывают, что данный отрывок принадлежит к публицистическому стилю. Письмо поэта К.М. Симонова читает следующий ученик.
После того, как учащиеся доказали, что отрывок принадлежит к разговорному стилю, переходим к следующему этапу урока. Конечно, личная переписка – это предмет разговорного стиля речи. Еще совсем недавно ваши родители, родственники писали живые интересные письма друг другу, тщательно подбирали слова, перебеливали черновик, так как с большим уважением относились к адресату, хотели, чтобы с письмом друг или подруга получили «частичку души» адресанта. Писатель Н.С. Лесков как-то заметил: «Скверное письмо затрудняет чтение, расхолаживает впечатление, и, наконец, сердит читающего и настраивает его против вас». Сегодня мы попытаемся создать хорошие дружеские письма и послания в соответствии со всеми нормами разговорного стиля и этикетом письменного общения. Давайте, определим, что будет являться одной из составляющих хорошего письма. А помогут нам в этом ваши же письма. Слайд 4
Слайд 5
Вопрос ученикам. Какое письмо интереснее? Конечно, то, в котором содержится интересная информация.
Информация. Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма? (Ответы учащихся): школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах. Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем. В этом мы убедились, когда читали письма поэта В.В. Маяковского, ученого Д.С. Лихачева, поэта К. М. Симонова. Писатель Анатолий Маркович Маркуша, автор книги о лётчиках «Вам взлёт» получал много писем, но говорил он как-то и о том, что не все ребячьи письма радуют. Вот мальчик из города Винница написал как-то: «Сообщите, пожалуйста, основные сведения о метеорологии, главные вопросы штурманской подготовки, а также все рекорды, зарегистрированные в ФАИ». Вот уж где приходится только развести руками. Прежде, чем писать подобные письма артистам, спортсменам, писателям, надо хорошо подумать, нельзя ли обойтись без этого. А вот ещё письмо в газету: «Дорогая «Пионерская правда», мне нравится один мальчик, а я ему нет. Напишите в вашей газете, как мне быть». Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо. Такое понятие, как внутренняя культура человека – это следующее условие эпистолярного жанра.
Культура человека. Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра. (Зачитывается отрывок из письма А.П. Чехова) Научиться культуре, конечно, невозможно за 40 или 80 минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора. Пример – письмо поэта К.М Симонова. Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету, обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт. И мы плавно переходим к третьему условию хорошего письма. Вы заметили уже, работая с письмами сегодня на уроке, что чаще всего при написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо друзьям или родственникам, помните, что есть третье условие хорошего письма
Грамотность. Повторяем при помощи опорных схем знаки препинания при обращении и вводных словах и предложениях. Слайд 6
А отработать навык постановки запятой при обращении и вводных словах помогут упражнения по составлению зачинов и концовок писем. В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки. Зачины в письмах содержали обращения к адресату по имени-отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно делались в одном стиле с зачинами и были очень многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы и почтительно-любезные заверения в любви и памяти. Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие этикет писем XIX века. Слайд 7Зачины
Слайд 8Концовки писем
Какие из этих формул являются устаревшими? Почему? Группа учащихся, получивших задание на предыдущем уроке, зачитывают зачины и концовки из рассказов А.П. Чехова, повестей А.С. Пушкина.(«Ванька Жуков», «Капитанская дочка» и др.) Обращаем внимание на постановку знаков препинания в этих отрывках Задания по группам: Группа 1. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для дружеских писем сверстникам. Группа 2. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для писем родителям и взрослым родственникам. Группа 3. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для деловой переписки с людьми, от которых ждут помощи, решения проблем (незнакомый редактор журнала) Обращаем внимание на знаки препинания в полученных формулах, какие формулы, приведённые ранее на слайдах, можно использовать в современном письме? А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма. Слайд 9(Алгоритм на слайде) Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину? Все зависит от вас. Заключительный этап. Написание дружеского послания близкому человеку. С разрешения авторов, несколько писем с этого урока. Настя С.
Наташа К.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |