Преподавание литературы Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3360 Наумова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока 1. Роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова - один из интереснейших и загадочных в русской литературе. И на этом уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться. Нужно сказать, что демонологические образы в литературе упоминаются часто. В русских народных сказках встречаются черти, водяные, русалки, леший и Баба-Яга. В цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя мы встречаем ведьм, колдунов, нечистая сила изображена иронично, ее легко подчинить своей воле. В поэме "Демон" М. Ю. Лермонтов создает иной образ. Его герой изгнанник, павший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу. В трактовке Достоевского демонов и ангелов заключает в себе человеческая душа. И эта двойственность ведет к бесконечной борьбе добра и зла в душе каждого. Эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского. 2. Попробуем определить, какова природа образа Воланда у Булгакова. Романный Воланд -это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Имя взял из "Фауста" Гете. Так называет себя сам Мефистофель: "Дворянин Воланд идет!" В поэме упоминается лишь однажды, а в русских переводах всегда опускается. Давайте припомним, как появляется Воланд в романе. Для этого необходимо погрузиться в обстановку роману. Закроем глаза и представим: - В каком мы городе? ( В Москве на Патриарших прудах) - Какая погода и какое время года? ( Весна, май, небывало жаркий закат) Липовая аллея, где нет никого, кроме 2 мужчин (Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный). "Был тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать. Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо. Напившись абрикосовой воды, они уселись на скамейке лицом к пруду. В это время появился первый человек в аллее". Обратимся к портрету Воланда: "Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец." - Какой прием использует Булгаков, создавая портрет Воланда? (Парцелляция) Почему именно этот прием? 3. С какой целью Воланд приезжает в Москву? - Берлиозу он сообщает, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского (чернокнижника десятого века) - Сотрудникам Театра Варьете - выступить с сеансом черной магии - Буфетчику Сокову - просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре - Маргарите - провести бал весеннего полнолуния Из всего этого что следует? Воланд многолик, как и подобает дьяволу, надевает разные маски. 4. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы. Мотив знания. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли. Но не в этом его сила. Это лишь инструменты. Он изучает суть добра и зла. Он наблюдает, как меняется человек с течением времени. "Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было:Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца: обыкновенные люди:в общем: напоминают прежних: квартирный вопрос только испортил их." Таков вывод Воланда о москвичах 30-х годов. Мотив памяти. Сам он многое знает и помнит, но никто не может вспомнить ни его внешность, ни его имени. Эта необыкновенная способность делает атмосферу вокруг Воланда еще более загадочной. Символы солнца и луны. На протяжении всего романа Воланда сопровождает луна. Она выделяет эпизоды и детали, освещает темное, тайное и забытое. Луна расставила все на свои места и дала каждому то, что он заслужил. Масонские символы. Масонство - всемирная, тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным совершенствованием человечества. Обратим внимание на портсигар Воланда, вот его описание: "Он громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник." Треугольник, перевернутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны. Шутовство. Вечные парные герои король и шут. Воланд и его свита - король и шуты, которые делают все, чтобы насмешить его. 5. Итак, свита Воланда. Кто к ней относится? Коровьев - Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла. (Подготовленные учащиеся рассказывают немного о каждом в сопровождении слайдов с портретами) 6. Похождения свиты. Вспомним эпизоды.(На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем) 1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту. 2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай. 3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику. 4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов. 5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает. 6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира. 7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы. 8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой "говорящий костюм". 9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев. 10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм. 11) Представление в Варьете. 12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают) 13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот. 14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис. 7. Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. (За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2) Цифровой диктант
(Ответ:1,1,2,2,1,2,1,1,1,2 ) 8.При помощи какой геометрической фигуры можно представить свиту Воланда? (Например, при помощи круга: попав в их поле, невозможно выбраться) 9. - За что наказывает свита Воланда москвичей? 1) Наказана бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством (Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский) 2) Разоблачение взяточничества и жадности (Наканор Иванович Босой, дядя Берлиоза) 3)Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть "простыми людьми" (разоблачение Семплеярова, Иван Николаевич - боров, буфетчик Соков) - Какие приемы сатирического изображения использует Булгаков? Гротеск - "самопишущий костюм" (гл. 17, 27); поющие грузовики (гл.17) 10. Поскольку коснулись теории литературы, предлагается повторить несколько терминов с опорой на роман. "Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада" (эпитет) "МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился:" (метонимия) "Головную Степину кашу трудно даже передать" (метафора) "В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен"(антитеза) "Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал" (сравнение) 11. Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний. 1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: "Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим". Другой священник Михаил Дунаев говорит: "И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости". 2) Воланд - лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе - это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: "В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их - сердца человеческие". 3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло. 4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного - важно все. "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла - невольно совершает благо. 5) Воланд - мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд - обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра. 12. Подведение итогов урока. Какова роль Воланда в романе? 1. Образ заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия. 2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах. 3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть. Домашнее задание: создать кластер на тему "Воланд и его свита в романе М.Булгакова " Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |