Преподавание литературы "Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1239 Новосельцева Наталья Владимировна, учитель литературы Цели:
Словарная работа:
Оборудование:
Теория литературы: Ода. Ход урока I. Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина “Признание”.
II. Беседа по стихотворению. - Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему? - От какого лица написано стихотворение? - Что же мы узнаем об этом человеке? (Не умел притворяться”, “важным саном надуваться”, любил чистосердечье). - Как вы понимаете слова и выражения:
III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь. Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется “Признание”. Автором его является человек, который не умел притворяться, “важным саном надуваться”, а “любил чистосердечье”, “ум и сердце человечье”. Гаврила Романович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века. О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке. - Запишите тему в тетрадь. IV. Знакомство с биографией писателя. 1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова. Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии. Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй. В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II , был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Романович Державин. - Какова же биография этого человека? С каким запасом знаний прибыл Державин в полк? V. Сообщения учащихся. После домашней подготовки, весьма поверхностной, он был отдан и казанскую гимназию, где считался одним из лучших учеников. И хотя дворянских детей обучали, прежде всего, фехтованию, музыке и танцам, Державин вполне основательно овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать произведения иностранных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России но и в Германии. Гимназия познакомила юношу и с правилами русского стихосложения, установленными Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Ломоносом! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто. VI. Теория литературы Ода – торжественное, прославляющее стихотворение. VII. Первые оды. Ода “Фелица”. В конце семидесятых годов в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в манере простой и непринужденной, привлечет всеобщее внимание к ее автору. Название.оды – “Фелица” – поэт позаимствовал из нравоучительного произведения Екатерины Второй “Сказка о царевиче В 1783 году ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале “Собеседник любителей российского слова”. Г.Р.Державин в своем произведении создает образ просвещенной правительницы, матери народов, которую хотел видеть в Екатерине II.
Ода получила “высочайшее одобрение”, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи. VIII. Губернаторская деятельность. Встречались и на этой дороге трудности, но то были трудности не безвестного солдата или чиновника, а олонецкого, тамбовского губернатора, затем – государственного секретаря и министра юстиции. “Будь на троне человек!”– призывал Державин царей, и к чести поэта следует сказать, что сам он искренне стремился остаться человеком на высоких постах, которые занимал. А это было в его эпоху наиболее трудным. Быть человеком означало для Державина “змеей пред троном не сгибаться, стоять – и правду говорить”; быть человеком означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависела от решений государственного сановника. В 1784 году – правитель Олонецкой губернии. Русский Север не видывал столь необычного губернатора, который мог оседлать коня и лесной глухоманью, бездорожною тундрой добираться до самых отдаленных поселков, чтобы вскрыть злоупотребления местного начальства, облегчить налоговое бремя крестьян, схватить за руку чиновника-лихоимца. По Онежскому озеру, по грозному в непогоду Белому морю губернатор бесстрашно отправлялся в путь на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности. Но такой губернатор пришелся не по душе местным властям, и Г.Р.Державин возвращается в Петербург. А в 1785 году новое назначение в Тамбов. IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове. (Коровина В.Я. “Читаем, думаем, спорим…”. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998.- с.44) Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно. Теперь он доказал, что причиной его олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым. Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные экземпляры указов и прочих узаконений. (По этому поводу Державин писал одному знакомому: “В здешней губернии великий недостаток в законах; безызвестно, были ли они когда здесь в употреблении”.) По части финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных. Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были улучшены, и ужасное положение колодников облегчено (за что начальство выразило Державину “род некоторого неудовольствия”). Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения существовали в Тамбове: духовная семинария – для детей духовенства, а для всех прочих сословий – гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено правительством; существовала лачуга, для того предназначенная. Но дальше этого дело не двигалось. Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо составленной программой, было открыто; для него куплен дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи, ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя. Кроме губернского училища, были открыты еще и уездные – в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске. Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений, мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на Державина.) ... (Вскоре) положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и концертами. ... Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с начальством ссорится. Державиных стали травить... Как губернатора дни его были сочтены... Губернаторство кончилось. Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”, чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”. X. Чтение стихотворения “Дар”.
.Державин был, по собственному определению, “горяч и в правде черт”, дерзал говорить Екатерине, что “она за всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу – что правда лишь над вселенной царь; Александру – что был на троне человек”. XI. Чтение и анализ стихотворения “Властителям и судьям”. 1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся. 2) Беседа. - Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”? - Чем же заняты эти люди на самом деле? - Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей? - К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему? XII.Тематика поэзии Державина. Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил. Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию. Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и её полководцев (Суворов, Потемкин, Румянцев).
(“На переход Альпийских гор”)
(“Заздравный орел”).
(“Ключ”) Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы. Чтение стихотворения “Русские девушки” XIII. Новаторство в поэзии Державина. Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной. Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового. Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой. Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж. Прекрасное сумел увидеть в обыденном. XIV. Державин – наставник молодых поэтов. Пушкин с воодушевлением вспоминает о присутствии старого вельможи на экзамене в январе 1815 года: “Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...” Державин был восхищен сочинением Пушкина и увидел в нем будущее России. А о своем наследии, бессмертии Державин напишет в стихотворении “Памятник” Выразительное чтение стихотворения “Памятник”. Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |