Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе по теме "Диалектные слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3006 Капустина Елена Викторовна, учитель русского языка Цели и задачи:
Оборудование:
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. Спросят меня: - Что похоже на море?
(М. Геттуев) Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения звуков, красок, образов и мыслей. И ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке. Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек, в особом наречии, которое по - научному называется диалектом, а слова эти называются диалектными. Это и есть тема нашего урока (Запись на доске: Число. Классная работа. Диалектные слова). II. Объяснение нового материала. “Путешествие в русскую деревню”. 1. Вы, ребята, только начинаете свою жизнь. вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории. - Без прошлого нет будущего. Вот и я сегодня предлагаю вам побывать в прошлом – в конце Х1Х начале ХХ века, а конкретно – в русской деревне. Вы живёте в городе, я – житель сельский. Давайте вместе совершим путешествие в сельскую местность. - А с чего начинается родное место? (С дома.) - И я вместе с русским поэтом с. Есениным приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату. В хате
- Понятно ли стихотворение Есенина? (Не совсем) Почему? (Незнакомые слова) Какие? А можно догадаться, что они обозначают? * (Написаны заранее на доске, но сразу не открываются) 2. - Для вас эти слова незнакомые, а для жителей рязанских и других деревень понятные и близкие. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности, называются диалектными (Учебник Русский язык 6 класс, Аторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва “Просвещение” 2006год, стр.31) 3. – А теперь попробуйте пересказать своими словами, что можно увидеть в русской избе. В своём небольшом сочинении (4 – 5 предложений) постарайтесь употребить как можно больше услышанных вами диалектных слов. Сочинение можно начать словами: “Я вхожу в русскую избу…”, “Я хочу рассказать о русской избе…”и др.. (Заслушать 3 – 4 сочинения). 4. Ну что ж, продолжим путешествие. Давайте выйдем во двор. - Что обязательно находится рядом с избой? Где находится с/х инвентарь? (сарай) Перед вами “Словарики диалектных слов”, они помогут вам окунуться в особенности деревенского быта и деревенской речи. - Как ещё можно назвать сарай? Посмотрите в “Словарике…” (Повесть, пуня) - Около деревенского дома огород, а в огороде растёт красная смородина. (открыть картинку – рисунок 1). Назовите его по – деревенски (Другак, селеток). - Давайте дойдём до берёзовой опушки. Здесь летом растёт очень много вешкарей или коровенников. О чём я говорю? (О белых грибах – рисунок 3). Оказывается, белые грибы очень любят коровы. С землёй выгрызают каждый гриб. Не случайно в деревнях белые грибы так и принято называть -коровенники. - Какие ещё диалектные слова есть в вашем словарнике? Что они обозначают? 5. Некоторые наиболее употребительные в разных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка. При них даётся помета обл. (т.е. областное). (Открывается страничка со словарной статьёй из словаря на доске – рисунок 4). а) Откройте толковый словарь в ваших учебниках (стр. 227) Найдите диалектные слова. Зачитайте. Двое учеников одновременно работают индивидуально по карточкам. Карточка №1 Найти по словарю лексическое значение следующих слов: азям, баранта. Карточка №2 Выписать из словаря любые две словарные статьи с пометой обл. (Найдите слова, не звучавшие на уроке) б) Заслушать сообщения учащихся, работающих по карточкам. 6. Существуют также специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров. Самый известный из них – “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля, который 40 лет собирал в разных концах нашей Родины диалектные слова (Показать словарь). 7. Диалектные слова используются иногда в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности. Такие слова встречаются в произведениях В.П. Астафьева, М. Пришвина, М Шолохова, Ф. Абрамова, И.С. Тургенева. Представьте, что вы оказались вместе с деревенскими ребятами в ночном, у костра, и слушаете “страшные” истории. Перед вами текст – отрывок из “Записок охотника” Тургенева – рассказа “Бежин луг” - А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись* у нас на Варнавицах приключилось? * III. Итоги урока. и заключительное слово учителя. Вот и заканчивается наше путешествие в мир деревни. Чтобы не потерять связь со временем, с историей деревни, продолжите “Словарик диалектных слов”. Внесите туда те слова, которые сегодня звучали на уроке, те диалектные слова, которые встретились вам в художественной литературе. Я надеюсь, что работа эта будет вами продолжена и не оставит вас равнодушными. 1. Продолжите предложение, запишите: “Слова все какие – одно другого звучнее,” - говорил с восхищением В.П. Астафьев о … *О каких словах, как вы думаете, говорил писатель? (о диалектных) Молодцы! Я вижу, что ваш словарный запас сегодня пополнился, и надеюсь, что слова, о которых мы говорили, навсегда останутся не только в вашей памяти, но и будут жить в вашем сердце… 2.
3. Выставление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |