Преподавание литературы Урок литературы в выпускном классе. Тема: "Поэзия Серебряного века"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1100 Габриелян Наталья Васильевна, учитель Цели урока: Образовательные:
Коррекционные:
Воспитательные:
Форма проведения урока: литературное кафе, защита рефератов. Оборудование: выставка сборников стихов поэтов «Серебряного века», материалов о них, оформление кафе «Бродячая собака» с необходимыми атрибутами. Техническая оснащенность урока: грамзапись стихотворения Н. Гумилева «Сон», переложенного на музыку М. Непомнящим – Н.Гумилев в исполнении А. Малинина. Оформление кабинета: на входной двери надпись – Кафе «Бродячая собака», при входе, с правой стороны «аналой» для «Свиной книги», с левой – молоток и доска. У классной доски – высокий камин, справа и слева от камина – банкетки, покрытые ковриками. На доске плакаты с «Гимном» и «Приглашением». Столы расставлены в художественном беспорядке. Сценарий урокаЗвучит мелодия из песни «Сон». Слова Н. Гумилева, исполняет А. Малинин. Учитель: Защита рефератов по «Серебряному веку» русской поэзии стала традицией для выпускников нашей школы. И эту традицию нарушить мы не имеем права. Нить традиций не должна прерываться. Серебряный век русской поэзии. Трудно говорить о такой безмерности! Откуда начать? Где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если поэзия – это душа, а «Душа – есть все – всюду – вечно». Эти слова Марины Цветаевой станут эпиграфом к нашему уроку. Культура Серебряного века была утонченной, изысканной, прекрасной. Николай Гумилев продумывал окончательно свою миссию – строителя русского ренессанса. Предвоенный Петербург был самым подходящим местом для осуществления этих честолюбивых замыслов. Столица изобиловала талантами и культурными начинаниями. Открывались литературные кафе, проходили насыщенные литературные встречи и вечера. Особой популярностью пользовалось литературно-артистическое кафе «Бродячая собака». Оно размещалось во втором дворе углового дома на Михайловской площади, в подвале. Современный адрес дома: Площадь искусств, 5. Инициаторами создания кафе были писатель А.Н. Толстой, художники М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин, режиссер Н.Н. Евреинов. Они мечтали создать своеобразный клуб, где могли бы творчески общаться деятели литературы и искусства – артисты, художники, писатели. О происхождении названия кафе рассказал режиссер Н. Петров: …»в один из дней, когда мы в поисках свободного подвала из одной подворотни заглядывали в другую, А.Н. Толстой неожиданно сказал: – А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта? – Вы нашли название нашей затее, – воскликнул Н.Н. Евреинов. – Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»! Название всем очень понравилось». Проходило это в декабре 1911 года. Вскоре заброшенный подвал, служивший когда-то винным погребом, совершенно преобразился! Стены украсили замечательными росписями. Архитектор И.А. Фомин собственноручно сложил большой камин. У наружных дверей висели молоточек и доска, в которую приходивший должен был стучать; такую же доску и молоточек повесили в прихожей. При входе в подвал, с правой стороны, стоял большой аналой для книги, которую называли «Свиной книгой» (её корешок был переплетен в свиную кожу). В этой книге посетители оставляли свои автографы, поэты записывали тут же сочиненные экспромты, художники делали зарисовки. Книгу принес А.Н. Толстой, она начиналась его стихотворением, где были строки:
К открытию «Бродячей собаки был написан «Гимн»
Здесь можно было встретить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Е. Вахтангова. В «Бродячей собаке» проводились литературные вечера, устраивались лекции, посвященные новым явлениям в литературе и искусстве. Постепенно все чаще стали появляться биржевые дельцы, финансовые тузы, им было лестно побывать среди деятелей искусства. В. Маяковский стал часто бывать в «Бродячей собаке», поэт здесь сидел подолгу, там же писал – у камина. 11 февраля 1915 года Маяковский в лицо публике бросил стихотворение «Вам!». Это был скандал! (стихотворение читает один из учеников) Учитель: Когда поэт дочитал стихотворение до конца, в зале вспыхнул скандал: свист, угрожающие вскрики, дамы делали вид, что им дурно Маяковский, очень бледный, закурил и продолжал стоять на эстраде, перед бушующим залом. Некоторые кричали: «После подобной мерзости мы считаем позором ходить сюда!» Но 20 февраля 1915 года желающих послушать Маяковского было так много, что они все не смогли поместиться в подвале. А сейчас в «Бродячей собаке» мы предоставим слово нашим выпускникам. Их задача – выступить с тезисами рефератов перед аудиторией, гостями, экспертной комиссией (состав комиссии – учителя-филологи), обосновать тезисы, защитить их. Сделать выводы. Итак, успехов вам в защите! Ученики защищают рефераты: «Творческий путь К.Д. Бальмонта»;Вопросы комиссии: – Что вызвало небывалый успех у читателя и собратьев по перу? (особая музыкальность стиха «певучая сила», с которой он выразил настроение времени, переживание, лирическое «Я»). – К какому направлению Серебряного века принадлежало творчество К.Д. Бальмонта? (ранний символизм). – Поэзия К.Д. Бальмонта импрессионистична. Как Вы это понимаете? (поэта – импрессиониста привлекает не столько сам предмет изображения, сколько ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации). – К.Д. Бальмонта широко использует звуковую организацию стиха – аллитерацию и ассонансы. Прочтите стихотворение, которое подтверждает эту мысль ( Я вольный ветер…) Учитель: Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах но Поэт больше своей биографии. И только Судьба, только она одна – больше Поэта, потому, что может быть и посмертной. Много ли в России поэтов, доживших до старости и умерших своею, не преждевременной смертью? Увы! Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского мы никогда не сможем представить седовласыми старцами. Да и только их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на мирах средь них и муза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чьё имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое – через колючие проволоки и сквозь глухое молчание, в очередной раз доказывая миру, что судьба больше Поэта; что убить можно творца, но не память о нем! «Пути исканий поэзии Н. Гумилева»;Вопросы комиссии: – В чем суть литературного течения, которое возглавил Н. Гумилев? (Акмеизм направлен против символизма. Главное – освоение многообразного и яркого земного мира. Гуманистический смысл – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты) – В чем особенность лирики Н. Гумилева? (экзотична, полна красок неведомых стран, характерны романтические мотивы). – Прочти стихотворение, в котором экзотическая деталь играет чисто живописную роль. (Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд…) Учитель: К нам на огонек заглянули гости (в исполнении ученицы 6-го класса звучит стихотворение Н. Гумилева «У камина») «Тема вечного возвращения в творчестве А. Белого»;Вопросы комиссии: – Назовите настоящее имя и фамилию Андрея Белого. (Борис Николаевич Бугаёв) – Тема «вечного возвращения» Что это значит? (выделение в произведении одной, двух и более главных, к которым повествователь возвращается через определенный промежуток времени). – Какое стихотворение подготовил к защите реферата, прочти его. Учитель: Северянин – это псевдоним. Свои стихи он подписывал так: Игорь Северянин, то есть это не имитация фамилии, а приложение к имени Игорь. «Биография поэта сквозь призму его творчества»Вопросы комиссии: – Назовите настоящую фамилию Игоря северянина (Лотарев). – Назовите некоторые неологизмы Игоря Северянина (олуненный, грозово, снежеет, ало-встречный). – Перед кем открыто преклонялся Северянин. Ставя этого поэта выше Байрона и Пушкина? (Мирра Лохвицкая). – Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата Учитель: А сейчас мы послушаем защиту реферата по разделу «Вернуться в Россию…» «Георгий Иванов. Источниковедческое и биографическое исследование»Вопросы комиссии: – Иванова обвиняли в том, что он был коллаборационистом. Так ли это? (Нет. Коллаборационист – лицо, сотрудничавшее с оккупантами, а Иванов с ними не сотрудничал). – Почему мемуары об Иванове считают нерепрезентативными? (репрезентативность действительно присущая, а мемуары об Иванове часто надуманы). – Прочитайте понравившееся стихотворение Иванова. Учитель: Творчество Анны Ахматовой наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой. С «Бродячей собакой» связано известное стихотворение А.Ахматовой. датированное 1 января 1913 года:
«Романность А. Ахматовой»;Вопросы комиссии: – Назовите настоящую фамилию Ахматовой. (Горенко) – К какому литературному направлению принадлежало творчество анны Ахматовой? (Акмеизм) – В чем суть акмеизма? (отказ от мистицизма, возврат слову первоначального, не символического смысла). – Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата. (А ты думал – я тоже такая…) Учитель: Астрологи делят людей на два типа: источники любви и поглотители любви. В любви один всегда целует, а другой только подставляет щеку. Анна Андреевна Ахматова – красивая, победоносная, царственная, принимающая стихи с посвящениями, хлопоты, поклонение близких и неблизких людей. И – совсем иная – Цветаева. Гораздо чаще она поклонялась сама. Цветаева была обречена на любовь – и поэтому – на нелюбовь ответную. Её творчество не принадлежало ни к какому литературному направлению. Даже в великой плеяде поэтов Серебряного века М.И. Цветаева занимает особое место. Стихи М. Цветаевой – это спрессованные до предела эмоциональные вихри. Их взрывная волна долго не утихает в нашей душе. Говорят, что души людей после смерти не умирают, а переселяются в других. А может в ком-то из нас живет душа Марины Цветаевой? «Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь»Вопросы комиссии: – Почему Марина Цветаева не посещала кафе «Бродячая собака»? (жила в Москве. А не в Петербурге). – Каковы особенности поэзии Цветаевой? (романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, необычный синтаксис(изобилие знаков «тире», эксперименты над звуком). – Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата. (Б. Пастернаку) Учитель: Естественно, что многие стихи поэтов Серебряного века положены на музыку (в исполнении учеников звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», музыка М. Теривердиева) Учитель: На этой красивой ноте мы подведем итоги защиты рефератов. Слово предоставляется председателю экспертной комиссии (зачитываются рецензии, дается общая оценка учащимся, защищавшим рефераты, звучит пожелание творческих успехов, выражается желание продолжать сотрудничество). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |