Преподавание русского языка Урок-исследование "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" (9-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1566 Уланова Екатерина Антоновна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Ход урока I. Актуализация знаний. 1. Лингвистическая разминка. – Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное). – Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”). (Приложение 1) Взаимопроверка. Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся. 2. Работа со “слепой схемой”. – Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. – Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? – Выполним синтаксический разбор предложения. (Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)). Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. II. Реализация темы урока. 1. Разминка. – Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. – Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). – В чем возникает трудность в этом вопросе? – Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? Исследование в группах. Работа с таблицей по алгоритму а) Сколько простых предложений в составе БСП? б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение? в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице. г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного. Материал для наблюдения III. Выступления представителей групп. Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП. IV. Рефлексия.
Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие. Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов). Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк). Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова). Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко). V. Итог урока. – При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП? – Какие союзы можно поставить межу частями БСП? VI. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |