Преподавание русского языка Дидактическая игра на уроке русского языка "Лингвистическое путешествие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 843 Демидович Елена Анатольевна Учитель: -Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, и в некоторых из них мы с вами побываем. Чтобы перейти из одного города в другой вам нужно будет выполнить задания, которые приготовили жители этих городов. Страна Русского Языка содержит много интересных достопримечательностей и особенностей. Все города этой страны связаны между собой и об этом не стоит забывать. Совершать лингвистическое путешествие мы будем на 2-х вагончиках ( 1 и 2 команды ). А какой вагон у нас самый главный, ведущий и умный мы узнаем в конце нашего путешествия. И, конечно же, победившие получат пятерки по предмету. За каждый правильный ответ вы будите получать 1 жетон, за неполный ответ – полжетона. За нарушение дисциплины - штраф 1 жетон. В конце мы подсчитаем жетоны и объявим победителей. Итак, начинаем наше лингвистическое путешествие. А начнем мы его с представления наших вагончиков (название, девиз, эмблемы, капитан). Представление команд закончено и теперь можно смело двигаться вперед! Чтобы нам войти в страну Русского Языка, нужно справиться с небольшим препятствием : отгадать загадки. Кто вперед?
В строгом порядке построены в ряд,
- Вот теперь- то мы можем зайти в страну Русского Языка. Заходя туда, мы видим на воротах замечательную надпись (учитель читает выразительно): РУССКИЙ ЯЗЫК. Я люблю свой родной язык! И вот на пути, перед нами ГОРОД МОРФОЛОГИЯ. А встречает нас один из жителей этого города (выходит один ученик и читает приветственное слово гостям, затем отдает конверт с заданиями): Ученик: Части речи, как чудесно, Учитель: - Какие же задания приготовили нам жители этого городка?.. 1 ЗАДАНИЕ: отгадать, о какой части речи говорится в стихах и рассказать о ней. 1 команда – Есть у меня шестерка слуг, 2 команда – Мы самые главные, 1 команда - Определяю я предметы, 2 команда - Прошедшее время - 2 ЗАДАНИЕ : “Четвертый лишний”(Найти лишнее слово и объяснить почему). (1 человек от команды ). 1 команда – существительное, наречие, сказуемое, предлог. 2 команда - частица , предлог, наречие, союз. 3 ЗАДАНИЕ: Конкурс капитанов. Определить часть речи у данных слов и распределить их на группы по определенному признаку. 1 команда – парты, занятия, урок, полет, походы, огурец. (По числу –2 группы ) 2 команда – книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание. (По родам –3 группы ). Учитель: - Итак, успешно вы преодолели припятствия в чудесном городке, Но так же смело будете ходить в ОРФОГРАФИЧЕСКОМ ЗАМКЕ? , в который мы сейчас и отправимся. Нас приветствует мер этого города (выходит 1 человек –мер с короной на голове, где написано орфография и приветствует участников): ОРФОГРАФИЯ. Безударный хитрый гласный: (Вручает конверт с заданиями ). Учитель: - Что же ждет нас в этом городе ? 1 ЗАДАНИЕ : отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее проверить?1 команда - Нашумела, нагремела, 2 команда - Между веток новый дом, 1 команда - Лежит веревка, 2 команда - В лесу темно, 2. ЗАДАНИЕ : Найти и исправить ошибки в предложениях, аргументировать свой ответ.“Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные Кристофером Робином”. Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть. 1 команда - Прашу ножать если незапускают. 2команда - Прошу падергать ниаткрывают. 3. ЗАДАНИЕ: “Кто быстрее” (Ответить на вопрос ). А) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота). Б) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна). В) Всегда маленькие. Сказала Й сестре родной : - Ну, редко – это не беда, -Да целых три: - Не говори……… Г) Чем оканчиваются день и ночь ? ( Ь ) Д ) Что стоит посредине земли? ( М ) Е ) Чем кончается лето и начинается осень ? ( О ) Ж ) Может быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к ) Учитель:-Лихо замок орфографии, вы сумели обойти, но скажите, так же прытко, синтаксис и пунктуацию вы сможете пройти ? Давайте посмотрим.(выходят 2 ученика с коронами “Синтаксис” и “Пунктуация” ) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ С : Cинтаксис и пунктуация рядышком идут, П: Словно две подружки не разлей -вода 1 ЗАДАНИЕ : Учитель:Заблудились слова в беспорядке, Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу). 1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна. 2 команда- ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на. 2 ЗАДАНИЕ: “Кто больше!”.(Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный ). Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал. (1 уч-к из команды выходит с листом и читает, что получилось). - маленький котенок, Учитель: -Прекрасный город!, Учитель:А сейчас мы переходим в другой город. ГОРОД “М О Р Ф Е М И К А” Ученик: Слово делится на части, ах, какое это счастье! (Житель города передает конверт с заданиями). 1 ЗАДАНИЕ : составить слово из карточек, указать лексическое значение этих слов. (Карточки могут остаться лишние). (Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись , не потерялись! 1 ученик из команды.)1 команда - приготовить. ПРИ- , - ИТЬ , - ГОТОВ - , О- , -ЕТЬ - , -БЕЖ - , - УТ ; 2 команда - расписка РАС - , - ПИС - , К , А , У , -ЛИС - , - ИТЬ - . 2 ЗАДАНИЕ : Отгадать слова.1 команда - Корень мой находится в цене. 2 команда - В списке вы мой обнаружите корень, 3 ЗАДАНИЕ : “ Кто больше”( составить слова по 1 большому слову: предпринимательство. За 30 секунд). ( 1 человек зачитывает ) . Учитель: - Преодолев препятствия, покидаем этот город, и нас приветствует новый город: ГОРОД “Л Е К С И К А” Учитель: - Жители этого города изучают словарный состав языка. СЛОВАРЬ. Ученик: Усердней с каждым днем гляжу в слова, (Мэр города дает конверт с заданиями и словари). 1 ЗАДАНИЕ , которое предлагают вам жители этого города – найти значение слов (кто быстрее).1 команда - предложение 2 команда - лавка -Вы видите, что эти слова имеют не одно значение, а несколько. Значит это какие слова? (многозначные) 2 ЗАДАНИЕ: Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки. ( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел). Учитель: -Итак, это последний город, в котором мы с вами сегодня побывали, но в стране русского языка, еще есть много других городов, и их мы с вами обязательно посетим, но не сегодня. А сейчас , выходя из ворот, ведущих в эту чудесную страну, хочется прочитать вам такое стихотворение.
РУССКИЙ ЯЗЫК. Спросят меня: что похоже на море? ИТОГ: Подсчет жетонов, награждение грамотами, выставление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |