Преподавание литературы Урок литературы в 7-м классе по теме: "Образ помора-труженика в рассказах Бориса Шергина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 944 Козырева Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы ...здесь трудом поднимались. Оформление доски:
Запись на доске (закрыта). Советы деда Луки [1]. У помора:
ПОМНИ: жить надо не начерно, а набело, в одной своей жизни НЕ ОШИБАЙСЯ. Ход урока Учитель. Родную землю обходит с полуночи великое море – седой океан. А где берег повыше, люди поставили хоромы. А кругом вода. А куда ехать вздумал – везде лодку, а то и корабль надо. В подосень, да и во всякое время, у города парусных судов не сосчитать. Одни к пристани идут, другие стоят, третьи побежали в студёное раздолье. А на кораблях кто? Люди! Поморы! Труженики! Ученик. Труженик – человек, который трудиться. Помор – человек, живущий в Поморье. Поморье на Севере (а в старину не только на Севере), прилегающая к морю местность. Учитель. Откройте тетради, запишите число, тему урока «Образ помора-труженика в рассказах Б. П. Шергина». Мы сегодня познакомимся с не менее знаменитым и известным помором, с его творчеством. Это Шергин Борис Викторович. Откроем для себя образ помора- труженика, созданного талантливым писателем. Отметим, какие черты земляков присущи им с детства. Узнаем, о душевных качествах этих суровых людей и их поведении в экстремальных ситуациях. На нашей земле давно-давно жил помор, ставший известным всему мир. Кто это? Что вы знаете о нём? Ученик. Ломоносов Михаил Васильевич. Михаил Васильевич родился недалеко от Холмогор. Это учёный, поэт, художник, химик… Учитель. С детства Михаилу Васильевичу пришлось пройти суровую школу жизни. С юных лет он ходил в море. На всю жизнь запомнил будущий учёный советы, данные дедом Лукой. Вспомним и мы эти наставления [1]. Запишите особенно запомнившиеся в тетрадь. Ученик читает (рассказывает) советы деда Луки. Ученики записывают словосочетания (ключевые слова) в тетрадь. Советы деда Луки:
ПОМНИ: жить надо не начерно, а набело. Не думай, что живёшь ты, к жизни только примеряясь, а потом, примерясь, ловчее с ней справишься. НЕТ, 2-х жизней человеку на земле не жить, поэтому в одной своей НЕ ОШИБАЙСЯ. Учитель. Какие словосочетания вы выписали? Ученики. (1–2) читают. Учитель открывает (на доске) словосочетания, опорные слова. Ученики сверяют слова, дописывают. Учитель. Расскажите о писателе и о человеке Б. П. Шергине [2; 3; 4]. (Ученики рассказывают о писателе). Учитель. В чём счастье писателя? Ученик. Счастье было в том, что он занимался любимым делом, был прям и честен, доброты своей не скрывал, любил землю, где жил. Любовь к родному краю пронёс через всю жизнь Учитель. Творчество писателя Шергина поучительно. Оно будит интерес к делу, к любой сфере человеческой деятельности. Творчество Бориса Петровича поэтизирует профессию и ремесло. Ученик. Поэтизировать – представлять в поэтическом виде, эмоционально, возвышенно. Учитель. Знакомство начнем с рассказа «Понятие об учтивости» [2; 3; 4] Ученик. Понятие – представление, сведения. Учтивость – почтительность, вежливость. Учитель. Учитель выразительно читает рассказ «Понятие об учтивости», ученики записывают в тетрадь основные черты характера героя, делают выводы. Маркел Ушаков не терпит неучтивого отношения к любому человеку («За худое понятие об учтивости ничего не купишь»). Каждый человек должен быть учтив, кто бы не стоял перед ним. ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ (в тетрадь ученика). Учитель. Корабельные мастера – народ удивительный. Мастеру Маркелу посвящено несколько рассказов. За что кланяется Фома Кыркалов Маркелу Ушакову в рассказе «Ушаков и Фома Кыркалов» [2; 3; 4]? 1-й ученик. Маркел Ушаков (как построит корабль и спустит на воду) ходит на причал не любоваться своим произведением, а критически всё рассмотреть (примечает, смекает, берёт на заметку). Мастер заботится, чтобы всё в корабле было прочно и красиво. Вот за это и уважает Маркела друг. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (в тетрадь ученика). Учитель. Почему на заседание влиятельной комиссии мастер Ушаков пришёл в шапке, вывернутой наизнанку? 2-й ученик. В другом рассказе (рассказ «Треух» [2; 3; 4]) Маркел Ушаков негодует на преклонение перед Западом без разбору («бывало, в северных морях иноземец русским в рот глядел, ждал слова»), поэтому и надел на заседании шапку-треух наизнанку, чтобы обратить внимание на рабское преклонение перед западом. Не смог мастер ежедневно видеть такое унижение, вернулся Маркел в Архангельск. НАЗАВИСИМОСТЬ, УВАЖЕНИЕ (в тетрадь ученика). Учитель. Почтительность, вежливость, добросовестность, патриотизм – замечательные черты русского человека. Только ли ими должен обладать человек, мечтающий стать мастером, учителем (то есть начать начальствовать)? 3-й ученик. Василий Кекин мечтал (рассказ «Маркел Ушаков и Василий Кекин» [2; 3; 4]) стать мастером-учителем. Опытные мастера отправили его к Маркелу в Койду. Мастер начал испытывать нового ученика и предложил пожить и поучиться у него три года. Легко согласился Василий на предложение Маркела. Вскоре отпустил мастер Василия в город с лестной характеристикой: умеет повиноваться и учиться, а значит, сумеет и начальствовать. Такой человек не натворит бед с людьми. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ СТАРШИХ, ВНИМАТЬ ИХ СОВЕТАМ (в тетрадь ученика). Учитель. Мудро и просто живут поморы. Зимовье у мёрзлого моря... Длинные зимние вечера... Скука караулит человека... Как ведут себя опытные поморы? Ученик. В рассказе «Вопрос и ответ» [2; 3; 4] Иван Рядник на зимовье у мёрзлого моря шутил, смеялся, пел песни, сказки сказывал. А как вернулся в Архангельск – говорит строго, «учительно», мыслит о полезном. Почему так переменился человек? Тогда он тоже мыслил о полезном, поэтому и старался рассмешить да развеселить людей. На зимовье скука караулит человека... Он своим весельем отнимал людей у болезни. А в Архангельске и без него весело. УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ОБСТАНОВКЕ; ПОМОР – ПСИХОЛОГ (в тетрадь ученика). Учитель. Сурово Северное море. Когда-то оно бывает родной матушкой, а когда и злой мачехой. Никому оно не прощает ошибок, промахов. Что случилось с братьями Иваном и Ондреяном в осеннюю пору? Ответ найдём в рассказе «Для увеселения» [2; 3; 4]. Без этих героев образ помора-труженика был бы неполным и однобоким. Пересказ ученика (почему братья остались на острове). В БЕДЕ НЕ СДАЮТСЯ, ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ КРЕПКАЯ (в тетрадь ученика). Учитель. Что же предпринимают Иван и Ондреян в экстремальной ситуации? Ученики рассказывают, чем занимаются братья на острове. Показывают свои рисунки (достопамятную доску). Объясняют, почему нарисован опрокинутый факел, тонущий корабль, якорь спасения, птица Феникс. ОБИДА СЕРДЦЕ НЕ ГРЫЗЁТ, ДОСТОЙНО ВСТРЕЧАЮТ ТО ПОЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ОКАЗАЛИСЬ (в тетрадь ученика). Учитель. Ярко, красочно, необычно, сурово рассказывает писатель о наших земляках. Каким предстал перед нами образ помора – труженика в рассказах Бориса Петровича? Ученики делают выводы, опираясь на записи в тетрадях. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |