Преподавание литературы Урок словесности "Милая моя родина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 880 Щетинина Наталья Александровна, зам. директора по УВР Цель урока: создать условия для развития личности учащихся, способной любить большую и малую родину, её природу; а также эмоционально воспринимать художественный текст, понимать авторскую позицию, анализировать языковые особенности произведения. Задачи:
Оборудование:
Вступительное слово учителя (на фоне песни “Я люблю тебя, Россия…”): Необъятны просторы России. Они раскинулись от сурового Ледовитого океана на севере до Памира на юге. Когда в восточных районах, на Дальнем Востоке, восходит солнце, на западные границы страны опускается ночь. Поэтому и природа России очень разнообразна: моря, суровые на севере и лазурно-ласковые на юге, тысячи озёр, мощные реки, пересекающие страну с севера на юг и с юга на север, леса, протянувшиеся на сотни километров, вечнозелёные субтропики. Многие живописные уголки России, в которых прошли детские и юношеские годы великих русских писателей, описаны с любовью мастерами слова в стихах или прозе. Давайте вспомним, чьи лучшие годы прошли в этих, памятных для русского сердца местах:
- А кому из писателей принадлежат эти слова об Алтайском крае: “Трудно понять, но как скажут “Алтай”, так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, то в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая во мне. Дороже у меня ничего нет”? - Много талантливых людей выросло на Алтайской земле, но особое место среди них занимает Василий Макарович Шукшин, разносторонне одарённый человек: в памяти россиян он остался как талантливый писатель, актёр, режиссёр. А где родился и провёл детские и юные годы Василий Макарович? - Да, в этот ряд литературных памятников мы можем поставить и Сростки. - “Малая родина” Шукшина – старинное село Сростки, раскинувшееся между Чуйским трактом и стремительной Катунью. Именно в Сростках Шукшину работалось лучше всего, по его признанию, именно там он написал свои лучшие рассказы. - Кто из вас был в Сростках? Какие впечатления остались после поездки? Рассказы ребят о поездке в Сростки - Уверена, что со временем встреча с родиной В.М.Шукшина состоится у всех. А сегодня мы совершим заочную экскурсию по местам, где прошло детство Василия Макаровича. (Просмотр презентации “Милая моя родина”, комментарий к слайдам делает учащийся, побывавший на родине Шукшина) - На слайдах было много прекрасных пейзажей. Чем они отличаются от того, что окружает нас, жителей Кулундинской степи? Что характерно для нашего пейзажа? - Это ещё раз доказывает, как разнообразна природа Алтайского края: бескрайняя степь и удивительный ленточный бор, горные реки и целебные солёные озёра… Учащимся предлагается продолжить перечисление достопримечательностей. - Впечатления детства и юности прочно сохраняются в памяти человека на всю жизнь. Такие впечатления оказывают огромное влияние на формирование всего его мировоззрения. Деревня для Шукшина стала ощущением своего начала, своих истоков, своей Родины навсегда. Знакомство с природой, окружавшей Василия Макаровича в детстве, даст нам возможность глубже проникнуть в художественный мир писателя. Недавно мы прочитали цикл рассказов В.М. Шукшина “Из детских лет Ивана Попова”. - Многие факты из биографии Василия Макаровича совпадают с событиями из жизни главного героя цикла Ивана Попова, да и фамилию писатель одно время носил Попов. Мать, в девичестве Попова, опасаясь, что у детей будут неприятности из-за репрессированного отца, записала Василия и Наталью на свою девичью фамилию. В цикле “Из детских лет Ивана Попова” Шукшин создаёт собственную модель счастливого детства, которая основана на неразрывной связи героя с семьёй, родной деревней, окружающей природой. Анализ эпизода из рассказа “Первое знакомство с городом”: - Давайте мысленно представим эту картину. ( Чтение эпизода вслух). “Вольно кругом, просторно… Степь. В травах стоит несмолкаемая трескотня: тысячи маленьких неутомимых кузнецов бьют и бьют крохотными молоточками в звонкие наковаленки, а сверху, из жаркой синевы, льются витые серебряные ниточки… Наверно, эти-то тоненькие ниточки и куют на своих наковаленках маленькие кузнецы и развешивают сверкающими паутинками по траве. Рано утром, когда встаёт солнце, на ниточки эти, протянутые от травинки к травинке, кто-то нанизывает изумрудный бисер – зелёное платье степи блестит тогда дорогими нарядами”. Групповая работа 1 группа – Определите, что может узнать о степи из этого описания очень внимательный человек, никогда её не видевший. 2 группа – Определите художественные особенности данного описания. 3 группа – Определите, каков внутренний мир героя, глазами которого дано это описание. 4 группа – Какие мысли возникли у вас о писателе, сохранившем в памяти такие впечатления Ответы ребят: 1 группа отмечает, что автор передаёт простор, необозримость степи. Показывает, что в степи обитает множество насекомых, живописует её звуки (“несмолкаемая трескотня”), цвет (“жаркая синева”, “зелёное платье”), наряд (“блестит дорогими нарядами”), описание очень точное, яркое. Читатель, не бывавший в степи, может представить, как выглядит степь утром. Учащиеся делают вывод: Пейзаж в художественном произведении играет познавательную роль, если местность детально, подробно описана, то у читателя создаётся впечатление, что он воочию видит нарисованную автором картину. 2 группа отмечает метафоричность пейзажной зарисовки: утро в природе – начало новой, недолгой городской, жизни героя. Подчёркивается особая выразительность употреблённых метафор: “неутомимые кузнецы” – стрекочущая саранча, “изумрудный бисер” – роса на траве, “зелёное платье степи” – ярко-зелёная трава. С помощью этих метафор создаются яркие, свежие образы. Автор употребляет и повтор – одно из сильнейших средств усиления эмоциональности произведения: “бьют и бьют”, “от травинки к травинке”, “ниточки…ниточки…ниточки…”. Эти повторы передают особую взволнованность героя. Два умолчания в таком коротком отрывке говорят об особом эмоциональном состоянии мальчика. Вывод: Пейзаж используется как средство художественного изображения. С помощью описания природы автор показывает, что герой очень внимательный, способен понимать красоту. 3 группа заметила, что Иван Попов – очень наблюдательный мальчик, он эмоционально воспринимает, что происходит вокруг. Его воображение олицетворяет практически неподвижную картину. Слыша треск кузнечиков, он представляет, как они куют тоненькие паутинки и развешивают по траве. Вывод: пейзаж используется писателями для того, чтобы ярче раскрыть внутренний мир героев, их переживания, сформировать их эстетические и нравственные взгляды. 4 группа говорит о том, что рассказ носит автобиографичный характер, не удивительно, что в зрелые годы Шукшин смог так прекрасно описать своё состояние во время переезда в город. Возможно, именно с этого пейзажа и началось ощущение малой родины. Учитель добавляет 4 вывод: Зачастую пейзаж приобретает в художественном произведении философское звучание. Заставляет читателя размышлять о смысле жизни, её быстротечности, нравственных ценностях. Выводы по ходу работы записываются в рабочие тетради. Анализ эпизода прощания с рекой из рассказа “Первое знакомство с городом”. 1. Чтение учеником воспоминаний Вениамина Зяблицкого, друга и одноклассника В.Шукшина: “Мы с Васей начали учиться в 6 классе. В школу надо было пойти с обеда – во вторую смену учились. А мы с Васей уехали на остров в 10 утра и вернулись только в 6. Рады, что в руках у нас по зайцу: и сами покушаем, и родные с нами. Сначала зашли к Поповым. Тётя Маруся встретила сурово, отходила Васю верёвкой. А я унёс ноги домой. Но дома меня мать тоже выдрала: вот тебе, говорит, зайчики, вот тебе уроки”. - Чем была река для жителей Сросток? Почему не обрадовались взрослые зайцу? 2. Работа учащихся с эпизодом из текста: “ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.” Диалог с текстом:
Детство Василия Макаровича пришлось на суровые военные годы, он узнал, что такое голод, холод, тяжёлый труд на колхозных полях. В своих воспоминаниях Наталья Макаровна, сестра Шукшина, пишет: “Шла война… Голод и холод не покидали наш дом. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи… Мама шила и вышивала, ткала людям и себе. Благодаря этому, мы могли иногда иметь крупу и муку… В школе мы занимались в стареньких фуфайчонках… Зимы были холодные, снежные. Единственной нашей спасительницей была русская печка, которую надо было чем-то топить. Ходили за березняком на Талицкий остров (это по замерзшей Катуни километра три) поздно вечером. Рубить березняк было строго запрещено. И не дай Бог, кто попадется охранявшему его леснику. Так отхлестает бичом … и топор обязательно отберет…” - Каким был мир деревенского подростка, описанный в рассказах “Бык”, “Жатва”? - Какие праздники из детства сберёг писатель на всю жизнь? - В детские, отроческие годы формировалась нравственная позиция писателя: из этих лет он вынес ясное понимание основ жизни, осознал нравственный уклад крестьянства, унаследовал представление “о чести, достоинстве и прочих мерилах нравственного роста человека”. Всё оттуда, из детства… - Ежегодно 25 июля на склоне горы Пикет собираются тысячи почитателей таланта Василия Макаровича Шукшина. Гора Пикет кажется громадным распустившимся бутоном – настолько она бывает заполнена людьми. Над родной деревней Шукшина обычно расстилается в это время бездонно-голубое небо, в котором сверкает раскалённый добела солнечный диск. Сростки, окружённые берёзовыми рощами, манят к себе тех, кому хочется получить ответ на последний вопрос-крик нашего земляка: “Что с нами происходит?” Из ближайших деревень и далёких городов идут, едут, летят в Сростки люди и проживают общий день, чтобы почувствовать себя причастными к творчеству Шукшина и его героям… - С утра пораньше идут и идут люди на гору, на скромное сельское кладбище, кладут благодарно цветы на могилу Марии Сергеевны, матери Василия Макаровича, поднимаются выше, на зелёное плато, откуда видно далеко окрест, и сходятся ближе к большому портрету Шукшина … В 1976 году прошли первые Шукшинские чтения, которые потом переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на той же самой горе Пикет, откуда открывается панорамный вид на село Сростки…
Но оказывается, чтобы хоть немного знать Шукшина, надо самому побывать у него на родине, на его Большой Родине, которую он так любил: “Родина… Благослави тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”. - На одной из встреч поэт Егор Исаев сказал: “ Шукшин – это радуга–человек, костёр-человек”… Нигде народ так не собирается к писателю, как у нас!” А барнаульский поэт Геннадий Панов в “Венке сонетов” сказал о причастности Шукшина к великой семье русских писателей так:
Домашнее задание: написать миниатюру “Моя малая родина” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |