Преподавание литературы Интегрированный урок (литература + русский язык + история) "Язык стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1182 Ищенко Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: фотография “Александрийский столп”, толковый словарь Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь иностранных слов, раздаточный материал (тексты стихотворений “Памятник” Горация, Державина), портрет Горация. Ход урокаI. Сообщение темы урока и его задач.1.Выяснение значения слова “памятник”. а) Где вы встречали памятники? (Точное значение слова выясняем в толковом словаре Ожегова) Памятник – это скульптурное или архитектурное изображение в память о выдающихся людях или событиях. Вопрос: Сколько значений у слова “памятник”? (многозначное) II.Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (читает подготовленный ученик). III.Повторение изученного материала.
IV.Работа над языком стихотворения “Памятник”1.Чтение учителем 1 строфы стихотворения наизусть. Учитель: 1) В первой строфе встретилось слово “нерукотворный”, что оно обозначает? 2. Рассказ учителя истории об истории открытия Александровской колонны. Александровский Столп был возведён в 1834 году в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу императора Николая I в память о победе его старшего брата - императора Александра I над Наполеоном. Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на гранитном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу. Высота Столпа вместе со статуей – 47,5 метра, диаметр Столпа – 3,66 метра. Пьедестал колонны с четырёх сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезён в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт – Петербурге, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Александрийский столп является чудом инженерного расчёта. Вот уже более 150 лет он стоит ничем не закреплённый, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн. В первые годы после его возведения жители столицы испытывали опасения: а вдруг колонна однажды упадёт. Чтобы разубедить их, Монтеран завёл себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной и совершал их почти до самой смерти. Блицвопрос: Верите ли вы, что Александровская колонна была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да, поднимали колонну с помощью специальной системы лесов и лебёдок, изобретённой Бетанкуром А. А. Держится она только благодаря собственной тяжести и точным инженерным расчётам.) 3. Дополнение учителя литературы. Сначала Александрийский столп назывался Александровская колонна. Почему же Пушкин написал Александрийский столп? Стихотворение им написано за год до смерти и вовсе не для печати. Отношения с правительством были напряжённые. А так он замаскировал слишком откровенный характер своего стихотворения, ведь это был открытый вызов царю. В день открытия 28.10. 1934 года Пушкина не было в Санкт- Петербурге, он уехал за 5 дней до события, чтоб не присутствовать и не видеть, как раболепствуют его некоторые товарищи. Александрийская колонна существует, но не в Петербурге, а в Александрии (Рим), воздвигнута в честь Помпея (римского императора) и называется Помпеева колонна. Вопрос: Какие слова в 1 строфе говорят, что Пушкина не сломили царь и его окружение? 4. Повторение знаний по русскому языку. Работа учащихся в группах над лексическим значением слов. (Учащиеся работают группами по словарю Ожегова, значение слов записывают в тетрадь) 1 группа: прах, тленье, подлунном, доколь, хвалу, приемли; Вопросы:
1 группа: тропа (путь, дорога), воздвиг (построил, соорудил) 2 группа: вознесся (поднялся, взлетел) 3 группа: тленье (гниение, разрушение)
V.Сравнение стихотворения А.С.Пушкина “Памятник” с переделанными строками В.А.Жуковского:1 строфа: …Наполеонова Столпа 4 строфа: И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что прелестью живой стихов я был полезен…(смягчил перед царём) Вопрос: Каких мыслей Пушкина лишается переделка В.А.Жуковского? [1] VI.Сравнение стихотворений Квинта Горация Флакка, Г.Р. Державина и А.С.Пушкина.1) Рассказ учащегося о Горации. [3] Вопрос: Что общего в стихотворениях? (Тема, идея, количество строф, герой – поэт, композиция). [1] VII. Задание на дом.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”. VIII. Подведение итога урока.Учитель: Стихотворение “Памятник” есть у 3 поэтов. Назовите их фамилии и инициалы. Вопросы:
IX.Демонстрация памятников А.С.Пушкину. (В Москве, в Санкт – Петербурге, в Болдино, в Старом Осколе).Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |