Преподавание литературы Материалы к уроку литературы на тему "Символика пейзажа". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1146 Пигарева Татьяна Павловна, учитель русского языка Урок посвящён анализу осеннего пейзажа в русской литературе XIX – XX вв. Рассматриваются эпические произведения А.С.Пушкина, И.А.Бунина, А.И.Куприна («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Тёмные аллеи», «Холодная осень», «Гранатовый браслет»). При подготовке урока использованы теоретические положения и методические советы по аналитическому чтению, сформированные О.М.Зурабишвили (на семинарах и уроках в рамках ЭП «Пушкинское слово», г. Москва). Анализ пейзажа – один из самых трудных и интересных видов работы на уроке литературе, что каждый учитель стремиться найти свои примеры и методы, добиваясь не сокращенного пересказа текста, а интерпретации, т.е. высказываний, своих толкований, «игры» со смыслами слов и предложений, своего понимания того, что стоит за языковыми средствами текста. Ход такого урока – урока аналитического чтения – не может быть предсказуем от начала и до конца, но вместе с тем и не может быть неконтролируемой беседой. Пройти между крайностями помогает схема анализа пейзажа (как часть философского анализа текста), представленная в виде алгоритма. Использование жесткой заданности шагов в анализе смысла предполагает обязательное соблюдение нескольких методических условий:
Анализ пейзажа предполагает следующие виды деятельности учащихся, которые могут быть представлены в виде схемы, таблицы, алгоритма.
Алгоритм работы с пейзажем используется с пятого класса, самостоятельный полный анализ выполняется с восьмого класса. Движение от непосредственного словарного содержания к внутреннему смыслу речи, формулирование непосредственного впечатления – цель первого этапа работы. Примерные типы заданий-вопросов: Назовите слова, с помощью которых передаются краски осени? В прямом или переносном значении или одновременно (синкретизм) они употребляются? Какие слова передают состояние природы и настроение человека? Какие тропы вы заметили? Синонимы и антонимы? В восьмом классе в связи с изучением поэмы М.Ю. Лермонтовы «Мцыри» происходит знакомство с видами символического пейзажа (аллегорический, пейзаж-сравнение, философский); определением мотива (устойчивая тема, проблема, идея). В связи с изучением «Капитанской дочки» отрабатывается приём сопоставления пейзажей (зима, метель-осень, ясная погода); приём осмысления художественного образа в различных видах искусства (живопись, кино). Эта работа помогает увидеть многозначность художественного образа, ассоциативное мышление способствует более глубокому проникновению в текст художественного произведения. В одиннадцатом классе работа с пейзажем наполняется новым содержанием после углубленного знакомства с понятиями «символ», «мотивный анализ» (мифологема, архетип, ключевые понятия), «аллюзия», «реминисценция». Анализ символического пейзажа может быть домашним заданием, фрагментом урока. В качестве отдельного урока обобщения и систематизации знаний, умений и навыков его можно провести в связи с изучением творчества Блока. Цели этого урока, в зависимости от уровня подготовленности класса к такому виду работы, могут быть разными. Это может быть обобщение работы с алгоритмом на материале изученных произведений, формирование речевых умений (создание высказываний с использованием клеше)…В более подготовленном классе целью такого урока может стать обобщение и систематизация на уровне символического содержания пейзажей, ассоциаций, создание словаря перифраз по темам и проблемам, фиксация цитат-«символов» проблемы. Такой вид работы имеет большое практическое значение для создания аргументов в задании С на ЕГЭ по русскому языку; для выявления проблемы в тексте – пейзажной зарисовке. Примерные типы заданий-вопросов: Какие ассоциации возникли в связи с текстом? В чем источник возникших ассоциаций? Анализ пейзажа. Анализ авторской позиции, выраженной в пейзаже. Предметы окружающего мира, цвет, свет? «Геометрия» пейзажа (укрупненный, детали, точка обзора)? Тропы, фигуры речи, пафос? Избыточность или лаконичность описания? Символические детали? Символические обобщения? Связь символа с названием, проблематикой произведения? Каждый из вопросов может быть углублен. Почему рассказ открывается и заканчивается пейзажной зарисовкой? Статика или динамика преобладают? Цветовая палитра состоит преимущественно из холодных или тёплых красок? Каковы функции пейзажа (фон, отношение к персонажу, характер героя, психологический параллелизм или антагонизм, настроение - элегическое, трагическое, драматическое, абсолютного счастья); символическое обобщение, ключ к подтексту, выражение авторской идеи, философский контекст произведения). Мастерство пейзажной зарисовки? В каких произведениях русской литературы встречается осенний пейзаж? Вспомните строки стихотворений Пушкина, Тютчева, Фета, Бунина? Картины (Левитана, Поленова, Нестерова…)? Музыку (Чайковский «Времена Года»)? Часть этих вопросов должна стать домашним заданием к уроку. Важной составляющей урока является создание определённого настроения, атмосферы, подготовки к восприятию. Можно посмотреть фрагменты фильма «Виждь и внемли» о благотворном влиянии русского пейзажа на душу человека. Автор фильма и ведущий – профессор Московской духовной академии д.ф.н. Михаил Дунаев, режиссер В.Шурко. Мы смотрим фрагмент, где автор раскрывает смысл метафор «торная дорога- тропинка», «море житейское», «дорога к храму». Рассказ сопровождается кадрами пейзажей с храмами, осенних и летних, рукотворных и естественных. С помощью мультимедийного проектора демонстрируем слайды по теории литературы, цитаты, фрагменты текста (анализируемые пейзажи), таблицу – алгоритм анализа. Распечатанная таблица с частично заполненными клетками раздаётся учащимся. На доске – эпиграфы к уроку, образец заполнения таблицы по рассказу И.А.Бунина. В тетрадях записываем только последние «шаги» анализа: функция пейзажа, символический смысл; ассоциации – произведения - цитата – символ. А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: осенний пейзаж выражает авторскую позицию – духовные жизненные опоры – «Осень», «19 октября 1825», «Капитанская дочка».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - в противопоставление с метелью осенний пейзаж при встрече Маши Мироновой и Екатерины II – выражает авторскую позицию – Пугачев и Капитанская дочка, бунт и смирение – «Памятник»;
- И.А. Бунин «Темные аллеи» - осенний пейзаж в противопоставление с летним «кругом шиповник алый цвёл…» - психологическое состояние героев, авторская позиция – память и любовь противостоят смерти, солнце и черные колеи, Надежда и Николай Алексеевич – «Холодная осень», «Антоновские яблоки», поэма «Листопад».
Обобщение-рефлексия: особая смысловая ценность осеннего пейзажа в русской литературе, идущая от лирики Пушкина. Осенний пейзаж – сквозной мотив в произведениях XIX-XX, в контексте (интертексте) происходит «приращение» и усложнение смысла. Осенний пейзаж
Список использованной литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |