Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Подготовка к художественному восприятию стихотворения | Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. Иван Суриков был сыном крепостного крестьянина. Помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда он должен был присылать барину деньги оброк. Раннее детство Вани прошло в деревне под Ярославлем, но отцу нужен был помощник. С семи лет мальчику пришлось работать в отцовской лавке: убирать, разносить товары. Он научился читать, полюбил поэзию, сам стал писать стихи. Постепенно его стихи начинают появляться в печати и даже становятся народными песнями кто не знает «Тонкую рябину...» или «Степь да степь кругом...» Поэт любил родную землю и воспел её в своих стихах. Сегодня мы прочитаем одно из его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников, и композиторов. | | Из сообщения учителя ребята узнают новые факты биографии поэта, которые объясняют близость Сурикова к родной природе и простому народу. |
| Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл «Времена года». Давайте послушаем его пьесу «Декабрь. Святки». Звучит музыка. | Дети слушают музыку, отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлением от музыкального произведения. | |
| Какое впечатление вызвала у вас музыка? Какое настроение попытался передать композитор? Если бы вы были художниками, какие бы краски использовали бы, изображая эту весёлую зимнюю картину? | Свободные высказывания детей. | |
| Давайте посмотрим иллюстрации, на которых изображена русская зима. Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение. А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха. | Работа с иллюстрациями, которые расположены на доске. | |
2. Художественное восприятие стихотворения | Я прочитаю стихотворение «Зима», а вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. Какое настроение поэта вы почувствовали в этом стихотворении? Какие чувства возникали в вашем сердце? | Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Свободные высказывания детей. | |
3. Художественый анализ стихотворения | Прочитайте стихотворение про себя и отметьте в тексте непонятные слова. Перед тем как мы с вами прочитаем стихотворение вслух, давайте вспомним правила выразительного чтения. | Читают стихотворение и отмечают слова. (пелена, санишки, покоен) Правила выразительного чтения: - читать надо медленно, вдумываясь в значение слов,
- после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
- чётко и ясно проговаривать слова,
- постараться передать настроение автора и свои чувства.
| Дети мыслят образно, воспринимают художественный текст как гармонию содержания и языкового оформления. Это даёт им возможность в дальнейшем правильно оценивать и воспринимать сложные по содержанию и языку произведения. |
Анализ стихотворения | Уточним значения непонятных слов. Одело точно пеленою – точно белым туманом. Санишки – старые сани. Покоен – находится в состоянии покоя. С помощью каких слов автор передаёт свои чувства? Как описывает снег и лес? Найдите в тексте эпитеты. А для чего нужны эпитеты? А есть ли в тексте другие образные средства языка? | Снег пушистый, лес тёмный, шапка чудная, снеговые горы, мороз злой и сердитый. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора, сравнение, олицетворение. | Приучаясь мыслить абстрактными категориями, ребёнок начинает выразительно говорить и писать. А это очень важно для работы над письменными жанрами изложением и сочинением. |
| Подтвердите это примерами. | Дети работают с текстом, выделяют сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело... Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной… Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли... Не надули б снега Вьюги и метели. | |
| Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании? | Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. | |
4. Художественное исполнение. | Выборочное чтение. Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал именно их? Найди и прочитай только те строки, которые относятся к иллюстрации. | Читают выразительно стихотворение. Выбирают понравившиеся строки и зачитывают их. | |
5. Художественное творчество | Можешь ли ты определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Представь себе, что тебе нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски ты используешь? Почему? | Свободные ответы детей. | |
6. Домашнее задание | Выразительное чтение стихотворения, по желанию нарисовать иллюстрацию. | | |