Преподавание русского языка Лексика и фразеологияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 836 Тимохова Людмила Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы Цели:
Методы: элементы технологии кейс-стади и беседы, ГМР, объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос. ТСО: интерактивная доска, словари, тетради, распечатки с заданием, памятки и подсказки. ХОД УРОКА 1. Приветствие 2. Объявление темы и целей урока Последний урок. Солнце. Обед… Хочется погулять, отдохнуть. Помните сказку «Золушка»? Бедной героине тоже хотелось отдохнуть, поехать на бал. Что ей на это сказала мачеха? Итак, сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания об основных лексических разрядах в РЯ, об особенностях фразеологизмов как лексических единиц и их роли в языке, в нашей речи. А зачем нам это знать? Материал урока по плану: 1) Какое слово заявлено первым в теме нашего урока? ЛЕКСИКА. Что это такое? (Ответ: Л – весь словарный состав РЯ) В русском языке огромное количество слов... Вас во взводе всего 9 человек. Но вас можно сгруппировать по разным признакам: рост, вес, цвет глаз и т.д. 2) Работа по распечаткам совместно с учителем, обсуждение задания, совместные выводы. Я приготовила для вас распечатки. Слова уже сгруппированы по определённым признакам. Нам надо выяснить, по каким, и вспомнить научную терминологию. Если при работе у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться ПОДСКАЗКАМИ и наводящими вопросами учителя. 3) Заполнение таблицы на интерактивной доске «Карусель». Частично наша таблица заполнена. Осталось дать определения и привести примеры. Начинаем «Карусель». 4) Закрепление материала. А. Работа со стихотворением М.Цветаевой. Послушайте стихотворение. Какие слова являются основным средством худ.выраз?
– Какую роль здесь играют антонимы? Вывод: антонимы служат для большей выразительности. Б. Дуэль «Синонимы». В. Блиц-опрос «Терминология»* Г. Объяснительный диктант (полисемия) Моряки увидели землю. – Какие значения имеет слово земля? Суша, почва, участок, надел, планета. Д. Весёлые стихи. (Омонимы). – Мы уже долго работаем. Надо передохнуть. А лучший отдых – это смена деятельности. Смотри и слушайте. Говорил попугай попугаю: – Какой вопрос я хочу задать? 5) Итоги 1-й части. Стихи о работе суворовцев и похвальное слово М. Горький одному из своих корреспондентов писал: «Кроме слов хорошо, отлично, есть ещё немало хвалебных слов…» Над лексикой, фразеологией вы потрудились не напрасно, 6) Фразеологизмы. Определение.Особенности. Мне очень хочется, чтобы вы знали и ценили красоту и возможности русского языка, поэтому я похвалю вас ещё раз, но по-другому. Молодцы! Работали с огоньком, не сидели набрав в рот воды, не считали ворон, а трудились, засучив рукава. Мы и глазом не успели моргнуть – пол-урока пролетело! – Какие особенные слова я использовала сейчас? (Фразеологизмы). Что это? ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРАЗНОГО ХРАКТЕРА. Следующая часть нашего урока посвящена фразеологии. Что это такое? 7) Работа с фразеологизмами А. Загадки. Внимание! Фразеологические загадки! Отгадайте слово и фразеологизмы, о которых идёт речь. 1. Его проглатывают; у кого-то он хорошо подвешен; за него не тянут. (Язык) Б. Фразеологизмы-синонимы. – Как называются слова, сходные по своему лексическому значению? (Синонимы).
В*. Пантомима. (Покажи фразеологизм). До седьмого пота, клевать носом, сматывать удочки, сидеть сложа руки, плевать в потолок, зарывать талант в землю (с. 124), разрубить Гордиев узел (с. 290) Г. Составление предложений, работа со словарём. У вас на столах лежат Фр. Сл. Полистайте, посмотрите, пожалуйста, выберите один фразеологизм и составьте с ним предложение (простое или сложное). Проверка. 4. Рефлексия 5. Итоги. Отметки 6. Задание на самоподготовку а) Параграф 4; Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |