Преподавание литературы Урок литературы по рассказу В. Астафьева "Хвостик"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4164 Самойлова Галина Владимировна, заместитель директора по УВР Цели и задачи: Оформление доски. Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке. Эпиграф (расположен справа). “Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце”. В. Астафьев Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт, дисгармония. Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст рассказа В.Астафьева “Хвостик”. I. Оргмомент. Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока. Наша задача:
II. Погружение. 1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках с произведениями В.П.Астафьева. 1) - Как вы полагаете, какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое? (Память – появляется первое слово в теме урока) 2) Повторение ранее изученных произведений. - Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам их содержание? (выстраиваем горизонталь) 3) “Васюткино озеро”. (Память) - Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один? (Физически – один, а духовно его спасла культура, нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была память, зарубки в памяти) 4) С памятью обратимся к памяти. - С какими еще его произведениями и зарубками вы встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта) - Что помнит главный герой, рассказывая о бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять свою вину. Муки совести героя. Значит, главное – доброта.) (История – жизненный урок – помогла заплатить за урок муками совести). 5) “Фотография, на которой меня нет”. - Чем стала для мальчика эта история? (Летописью детства; выстраданный нравственный урок приводит к обретению духовного богатства; от страдания к - к обретению) 2. В памяти героев, как и в памяти писателя, остались зарубки. - А что такое зарубки, затеси? (Словарная работа). Их делали первопроходцы в тайге. - Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем? (да, прошёл по духовной памяти) - Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”. 3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника. III. Анализ рассказа “Хвостик”. 1) Работа над названием. Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то очень маленькое, смешное – смеется, заливается, хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся, заливается, хохочет мальчик) 2) Веселье разливается в начале рассказа. - Так ли это? 3) 2 и 3 абзацы - это пейзаж. - Как цветопись показывает, что пейзаж радостный. (Разноцветный: находим в тексте “цветные” слова) - Какая деталь выступает в роли символа? (Голова) - Присутствует ли движение в пейзаже? (Да: кружилась, метелила, вспыхивала, оробело останавливалась, утихала) - Какой приём использует автор? (Градацию, чтобы показать перемену жизни) - В какое время года мы видим радостный остров? (В любое время года, то есть всегда, вечно). - В описании присутствует народная лексика (темечко, зимушка). - Озвучена ли картина? (Звенел венец) Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная. 4) Мы хотим этой красоты, но действительность становится преградой. - Каким словом в тексте подчеркивает это автор? (Зарегулировала). Наступает дисгармония. 5) Докажите, что жизнь зарегулировала действительность. Найдите эти слова. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни) - Одним моментом все испортилось в природе. - А у людей? А для людей в любое время все было прекрасно. - Как это показано в тексте? (Время (временное пространство) течет, его разделить нельзя, поэтому только и говорит Астафьев о народе: - “Валом валят” и тогда, и сейчас). - В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим, поэтому в определении – жизнерадостный народ – проявляется авторская позиция. 6) Народ судят по поступкам. - Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят) Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”. - Что значит “оглохла”? (Лишилась звука) - А как у автора? (7 абз.: украдкой... но живет – изуродованное, пораненное, битое, обожженное) 7) И вдруг... снова “... Хохочет мальчик” - Зачем? Ведь уже не до смеха. (Память тревожится, душа терзается. Астафьев достаточно строг. Есть действительность – от которой никуда не уйти) - Можно рассказ закончить? - Тогда о чем он? (Земля теряет надежду) 8) Зачем вторая часть? (Появляется голос рассказчика) - Зачем автор сближается с рассказчиком? (Астафьев пишет, что все мы одинаковые, будничные) - Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о том, кто вырастет, и потому эта история тихо и отдельно ото всего живёт и жжет сердце, тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) - запись в тему “не знающая покоя”...) Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость. - Уходят краски (осталась красная – цвет крови). - Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в поступках тех, кто это сделал. 9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм. - Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет осуждения) - Засунули “живого” (отклик на призыв в “защиту природы”. - В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди, точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости). 10) - Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое – то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое название скрыто по принципу айсберга: мы – люди – дети – хвостик) - А что осталось после этой истории в памяти у Астафьева? (Разрушение природы, разрушение человека в человеке - запись в тему “... от разрушения природы и человека в человеке”.) Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к природе —> равнодушие к себе —> жестокость) IV. Художественное и идейное своеобразие. Определим своеобразие произведения: - Тема памяти. - Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке. - Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга. - Стилевой приём – градация. - Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе. - Разная роль многоточия. - Движение – пространство постепенно сужается. - Отсутствие положительного героя. - Четко выраженная авторская позиция. - Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой. Вывод: Всё подчинено авторскому замыслу, ведь “В. Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь народа, подмечать в неё всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе”. (М.Дудин) V. Итоги. 1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами, людьми без памяти. 2. Память оставила затеси в жизни писателя. - А у вас появились свои затеси? - Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно? - Зачем нам эти “Затеси”? - А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке? - Тема памяти поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает. Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:
И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости. VI. Дома (задание по выбору). 1. Видеома. 2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси” 3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили? 4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |