Преподавание литературы Урок-размышление в 9-м классе на тему: "Пока в России Пушкин длится…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 832 Баранова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Каждое поколение прочитывает творения Пушкина по-своему, открывает его для себя будто впервые, с позиций своего времени определяет ценность его творчества. Сегодняшним школьникам бывает очень непросто понять и принять философские идеи великого поэта. Урок-размышление в 9 классе “Пока в России Пушкин длится…” подводит ребят к признанию Пушкина – поэта и человека – своим современником, к пониманию того, что к автору “Евгения Онегина” можно всегда прийти за поддержкой, за советом, за мудростью. Учитель берет в руки томик пушкинских стихотворений, открывает свое любимое и находит в раскрытой книге засохший цветок. Спрашивает у девятиклассников, какие ассоциации возникают у них при виде этого цветка; с какими предметами, ощущениями устанавливаются связи; какие картины из прошлого, настоящего рисуются в их воображении. Учащиеся вспоминают историю любви, рассказанную Тургеневым в повести “Ася” (где образ засохшего цветка имеет символическое значение). Далее девятиклассники обращаются к стихотворению А.С.Пушкина “Цветок” и размышляют, что делает это стихотворение таким понятным каждому из нас ( / - пауза, _________ логическое ударение):
И в прошлом, и в настоящем, и в будущем всегда были, есть и будут “тот” и “та” - знакомые нам или чужие – с нежными свиданиями, одинокими гуляниями, неизбежным увяданием… Пушкин умеет так полно выражать картины и настроения, что содержание его произведений становится бесконечным: взятым из прошлого, легко парящим через настоящее, устремленное в будущее. Обращаясь к теме урока, обозначая цели, учитель просит учащихся высказаться по поводу утверждения Д.Самойлова: “Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу”. И тут же вспоминает слова самого Пушкина:
Эти крупицы может найти каждый человек, а людям творческим они просто необходимы. Для поэтов, музыкантов, художников пушкинская поэзия – источник вдохновения. Однажды повесть “Метель”, как осколок андерсеновского зеркала, попала в самое сердце композитора Георгия Свиридова, и появилась прекрасная музыка. Учащиеся слушают свиридовскую “Тройку”. Подбирая слова к этой мелодии, приходят к мысли о том, что каждый человек может сбиться с пути, но если ты уж поехал, надо держаться, не останавливаться. Кто едет, тот и правит. Великие поэты и писатели к творчеству Пушкина припадают, как к живительному роднику. М. Цветаева: “Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили…Я поделила мир на поэта и всех, и выбрала – поэта…” ). А. Твардовский: “…источник,… из которого потом пить всю жизнь”. Ч. Айтматов: “…(Пушкин) явился в образе чудесного дня, озаренного солнечным морозом… “Мороз и солнце! День чудесный…” А работам талантливых художников числа нет: рисунки к сказкам А.С.Пушкина В.Конашевича (рисунок 1), репродукции картин В.Васнецова (“Песнь о вещем Олеге”, рисунок 2), М.Врубель “Моцарт и Сальери” (рисунок 3), К.Рудаков “Последнее объяснение Онегина и Татьяны” (рисунок 4), М.Добужинский “Дуня у постели Минского” (рисунок 5), С.Герасимов “В Бердской слободе” (рисунок 6), А.Бенуа “Погоня” (рисунок 7). Но особенно поражает графика Н.Кузьмина (“Онегин на балу” - рисунок 8) и Н.Рушевой (“Письмо Татьяны”, рисунок 9). В их рисунках заметны переклички с летящими, неостановимыми в своей энергии и порывистости росчерками пушкинского пера. Пушкин любил, когда все просто, коротко и ясно. И рисунки этих художников тоже лаконичны. Краткие, емкие линии созданы как бы на едином дыхании, без отрыва пера от бумаги. Так писал и сам Пушкин.
Русский кинематограф тоже стал все чаще обращаться к творчеству поэта. Вспомнить хотя бы недавний показ фильмов “Барышня-крестьянка”, “Русский бунт”, которые завоевали награды на престижных фестивалях ( можно продемонстрировать фрагменты из фильмов). “А как вы понимаете произведения Пушкина?” – так звучит следующий вопрос, заданный классу. Учащимся предлагается поработать в группах. Выразительно читая пушкинские тексты, девятиклассники отвечают на вопрос: “Что эти строки открывают в поэте?” и “собирают” общее мнение о том, что делает поэта понятным и близким современному читателю? 1 группа анализирует отрывок из стихотворения “Домовому”:
Один из учащихся дает ответ: “Как град Китеж скрылся от полчищ Батыя в озере Светлояр, так за этими строками скрывается русская душа Пушкина – представителя древних духовных традиций. Нам понятен поэт, потому что и в нас продолжают жить русские суеверия”. 2 группа работает со стихотворением “Напрасно я бегу к сионским высотам…”:
Один из учащихся обобщает высказывания одноклассников: “Понятно каждому человеку стремление Пушкина достичь совершенства, но сделать этого практически невозможно. Каждый христианин, как и глубоко верующий в Бога поэт, осознает это”. 3 группа обращается к отрывку из пушкинской “Осени”:
Примерный ответ учащегося: “ Очень актуально звучит последнее предложение в наши дни. Вопросы, которые затрагивает Пушкин в своем творчестве, волнуют нас и современное мировое сообщество, и от вопросов этих никуда не уйти. Найти бы правильный ответ – вот в чем задача”. 4 группа произносит слова, которые очень многим людям помогают жить:
Учащиеся отмечают умение и желание поэта утешить каждого из нас, отогнать грусть и печаль, взбодрить, поддержать хорошее настроение. Именно это и делает Пушкина особенно близким нам. 5 группа ищет ответы на поставленные вопросы в стихотворении “Дар напрасный, дар случайный…”:
Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу о том, что Пушкин в этом стихотворении – обыкновенный человек, который подвержен человеческим слабостям. Учитель оценивает ответы девятиклассников, вручая за лучшие высказывания особый знак (например, изображение пера). А дальше задание усложняется, так как учащиеся обращаются к одному из самых трудных для понимания текстов – пушкинскому “Пророку”. Читаем это произведение вместе с великим русским актером В.Аксеновым, делимся своими впечатлениями. Как звучат пушкинские строки? Какие образы возникли в вашем воображении, когда вы слушали великого артиста? Что-то поняли из этого стихотворения? Легко ли сразу понять мысли поэта? Почему? Над словарем стихотворения учащиеся работают в группах. Каждой группе для анализа дается одна часть (5 смысловых частей в стихотворении – 5 групп в классе). Консультанты расшифровывают непонятные слова и выражения, далее учащиеся переводят на современный русский литературный язык каждую часть стихотворения и отвечают на вопрос, как поняли Пушкина. 1 часть – 1 группа. ?? Пророк / букв. “говорящий будущее” / - 1. Истолкователь воли Бога, провозвестник. 2. Тот, кто предсказывает что-нибудь. / В Библии есть сцена, где пророк Исайя рассказал о своем видении: он стоял пред престолом Бога, вокруг которого находились серафимы о шести крылах; один из них взял клещами горящий уголь и прикоснулся к устам пророка, очистив их огнем от всего порочного. После этого Бог посылает Исайю к людям, и тот обличает порок и беззакония, возвещает грядущий суд /. Немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд этот библейский сюжет переосмыслил в своей работе “Пророк Исайя” (рисунок 10). Рис. 10 Этим же ветхозаветным сюжетом воспользовался и Пушкин как своего рода исходным материалом. ?? Как вы думаете, от чьего лица ведется повествование? / Пророка /. ?? А что за человек этот Пророк? /Древний, живущий среди природы, знающий все ее тайны. С таким вот человеком и отождествляет себя Пушкин/. ?? Что значит выражение “духовная жажда”?/ Это переносное, метафорическое выражение, означающее “поиски истины” /. Томим (томить) / мучить, изнурять / ?? Какой аллегорический образ понимается под “пустыней мрачной”? / Бесплодная, бесполезная жизнь человека/. Влачился (книжн., устар.) / мучительно проживал жизнь/ Шестикрылый серафим / высший чин в небесной иерархии, наряду с херувимами и престолами, первый приближенный к Богу ангел, выполняющий его поручения и охраняющий престол. Имеет 6 крыльев: 2-мя закрывает свое лицо, 2-мя – ноги, 2 крыла предназначены для полетов /. Вот таким мы можем его видеть на миниатюре XVIII века (рисунок 11). Рис. 11 Перепутье - первичное значение – перекресток путей / положение человека, колеблющегося в выборе пути / Перевод. Изнуренный поисками смысла жизни, не определившийся в жизненном выборе, я мучительно проживал день за днем, пока мне не явился серафим. (На доске по ходу анализа стихотворения составляется таблица). 2 часть – 2 группа. То, что происходит дальше, проиллюстрировал Михаил Врубель в 1905 году. “Шестикрылый серафим” - так он назвал свою работу (рисунок 12). Рис. 12
Испуганной орлицы – глаз орла – символ зоркости, поэт обращает внимание на внешние, зрительные признаки: это глаза широко открытые, настороженные, полные страха от внезапно открывшегося мира, преображенного и незнакомого
Перевод. Когда серафим коснулся своими пальцами глаз человека, они широко раскрылись, и он увидел мир, которого раньше не замечал. Когда коснулся ушей, услышал полет ангелов, прорастание лозы, ход морских чудовищ. Мир открывается теперь не в красках, а в звуках. Для их понимания нужна сверхчеловеческая мудрость. Второй дар серафима ставит человека на более высокую ступень. 3 часть – 3 группа.
Перевод. Прижавшись к губам, серафим вырвал порочный, коварный язык человека и поместил в рот жало мудрой змеи. 4 часть – 4 группа.
Перевод. В разрубленную мечом грудь серафим помещает пылающий огнем уголь, вынув пугливое сердце. Так мучительно происходит превращение человека в Пророка. 5 часть – 5 группа.
Перевод. Когда серафим заменяет человеческое сердце пламенеющим углем – символом вечного горения - напряжение достигает высшей точки – смерти. Воскресить Пророка может только Бог. Герой встает уже обновленным: его превращения в Пророка начинались с легкого прикосновения, потом становились все более ощутимыми, и, наконец, человек прошел через страшные страдания и смертные муки. Только теперь он имеет право глаголом жечь сердца людей. На доске – таблица: Теперь он должен глаголом жечь сердца людей. ?? Что значит “жечь сердца”? (Пробуждать в человеческих душах совесть. Ведь человек является высшим и любимым творением Бога. В реальной жизни люди часто забывают об этом и теряют свое лицо. Пророк и должен жечь сердца словом, чтобы люди помнили о человеческом в человеке). Итогом урока станут ответы девятиклассников на самые трудные вопросы: судьба Пушкина каким-то образом отражается в этом стихотворении и какое место занимает “Пророк” в творчестве писателя? Учащиеся скажут о любителях словесности, которые считают, что в “Пророке” отражаются гонения, жизненные невзгоды, преследующие Пушкина до 1826 года, года появления “Пророка”. Но есть мнение, что в этом произведении судьба поэта не отражается, а предчувствуется и прозревается; говорится о тех тяжелых испытаниях и муках, которые поэту предстоит перенести. Все перипетии пушкинской судьбы – в его творчестве, которое можно сравнить с полноводной рекой. В лицейский период Пушкин находится в поиске своего голоса, в первое семилетие после Лицея (1816–1823) он испытывает усвоенные с юности представления о жизненных ценностях, во второе семилетие (1823–1830) строит собственную картину мира. И вот здесь наступает момент, когда река выносит нас в море, стихи растекаются, и мы остаемся с вечным вопросом: “Куда нам плыть?..” Выходом в море и путеводителем становится “Пророк”. И мы сегодня вместе с Пушкиным, избравшим путь обличителя и борца, понимаем, что плыть всем надо в одном направлении в сторону совершенствования человека, человеческого общества. Об этом же слова нашего современника Михаила Дудина:
Откликом учащихся на урок-размышление станет домашняя письменная работа под названием “Мой Пушкин”. Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: какие пушкинские строки особенно нравятся? Почему? Какие строки заставляют задуматься, удивляют, поражают, волнуют, вызывают противоречивые чувства? Слова С.Маршака “У каждого возраста свой Пушкин” помогут кому-то определиться с идеей сочинения. Учитель выражает уверенность в том, что все работы будут выполнены только на “хорошо” и “отлично”, и обращает внимание на следующие строки, предлагая подобрать эпиграф к прошедшему уроку:
Искренние строки поэтов ХХ века учитель рекомендует девятиклассникам использовать в своих сочинениях. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |