Преподавание русского языка Урок русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1630 Кузнецова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов Цель: Формирование у детей представления о словах с непроизносимых согласных звуках в корне слова. Задачи: 1. Обучающие задачи:
2. Развивающие задачи:
3. Воспитывающие задачи:
Оборудование: карточки для словарно-орфографической работы, карточки с пословицами, иллюстрации месяцев ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, тетради уч-ся, учебники, доска. Ход урока 1. Орг.момент. Проверить готовность детей к уроку, установка на рабочий лад. 2. Минутка чистописания: На доске записан ряд букв: ОДТЧПШС… - Внимательно посмотрите на ряд букв. Постарайтесь определить букву, которую мы будем писать на уроке? (О – один, Д – два, Т – три …, В – восемь). 1) Вв Вв Вв 2) во ов ве ев ви ив лв вл рв вр св вс ва ав 3) Вдлт Влтд Втдл … - Определите порядок написания букв. (Справа от заглавной В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней). - Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. - Дайте характеристику звукам, которые обозначают данными буквами ( звуки в, л, д, т – согласные, могут быть твёрдыми и мягкими; звуки в, д – звонкие парные согласные, звук Т – глухой парный согласный, звук л – непарный звонкий согласный. - Эти буквы и звуки нам сегодня ещё пригодятся, мы узнаем новую особенность этих букв. Но сначала проведём словарную работу. 3. Словарно- орфографическая работа. - Посмотрите внимательно на два прямоугольника у вас на партах. Определите три слова, с которыми мы будем сегодня знакомиться на уроке.
- Какие вы составили слова? (январь, февраль, декабрь) - В чём смысловое сходство этих слов? (это название зимних месяцев) - Откройте словари и запишите эти слова, выделяя орфограммы:
- Про эти месяцы существует большое количество народных пословиц, поговорок и примет. На столах у вас лежат листки с этими поговорками. Вам надо соединить начало и конец поговорок (работа в парах).
(Декабрь глаз снегами тешит, да ухо мороз рвёт. Январь – году начало, зиме – середина. Февраль силён метелью, а март капелью). - Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму. - Запишите эти пословицы к себе в тетрадь. - Какие ещё пословицы или поговорки про эти месяцы вы знаете? 4. Физминутка для глаз «Пальминг» 5. Изучение нового материала. На доске записаны слова: ЗДРАВСТВУЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, СОЛНЦЕ, РАДОСТНЫЙ. - Прочитайте вслух слова. Что их объединяет между собой? (в середине несколько согласных букв – три) - Если в середине слова имеется не менее 3-х согласных, это называется стечением согласных. - Произнесите эти слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны? (при произнесении слов некоторые согласные не слышны) - Произнесите 1-е слово, сравните его с написанием. Какая согласная пишется, но не произносится? (в слове ЗДРАВСТВУЙТЕ не произносится первая согласная В, но она пишется) Аналогичная работа проводится с другими словами, написанными на доске. - Перечислите согласные, которые в ряде слов пишутся, но не произносятся (В, Д, Л, Т) - Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся? (непроизносимые согласные).
- Как же их проверять эти согласные? (надо подобрать проверочное слово, в которых эти звуки произносятся чётко)
- Подберите и запишите проверочные слова, к словам написанным на доске:
6. Физминутка. На доске записаны слова: ЦВЕТ, ОВРАГ, СЕРДЦЕ, ТУЧА, ДУБЫ, ГРУСТНЫЙ, ПОБЕДА, СВЕКЛА, ЗАВИСТЛИВЫЙ, ТОПОЛЬ, ЗЕМЛЯ, СЧАСТЛИВЫЙ, ЛУГ, РУКАВ, СУГРОБ, УСТНЫЙ, ШАЛАШ. Если я покажу слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете приседания, если в слове нет непроизносимых согласных, вы подпрыгиваете. 7. Закрепление изученной темы
8. Итог урока. - Что такое стечение согласных? - Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся? - Какие согласные могут быть непроизносимыми? - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными? 9. Домашнее задание. Упражнение 297, правило. Приложение 1. Дополнительный материал Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |