Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе «Обобщение изученного по теме "Деепричастие"»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1373 Антошина Анна Петровна, Учитель русского языка и литературы Цели: Обучающие: а) повторить:
б) отработка навыков умения определять деепричастия; в) познакомить учащихся с творчеством поэта-дальневосточника Виктора Петровича Суходольского. Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование: магнитофон, диск с записью произведений Моцарта, раздаточный материал – распечатанное стихотворение В.П. Суходольского, ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку. Ход урока 1. Организационный момент 2. Объявление темы, целей урока (1 слайд: тема и цели урока, кроме воспитательной цели) - Воспитательную цель урока вы должны определить и сформулировать в конце урока. 3. Рассказ о поэте и выразительное чтение стихотворения (2 слайд: ФИО и портрет поэта В.П. Суходольского) - Повторять деепричастие мы будем, используя одно из стихотворений известного дальневосточного поэта Виктора Суходольского. - Виктор Петрович Суходольский родился 21 марта 1940 года в селе Большие Можары на рязанской земле. С 1967 года живет и работает на Дальнем Востоке. 15 лет охранял от пожаров леса Бурятии, Забайкалья, Амурской области, Хабаровского края. Свои первые стихи публиковал в стенгазетах, будучи еще учеником. В 1991 году в Благовещенске вышел его первый самостоятельный сборник стихов. Любовь к природе, ее защита, интерес к нелегкой судьбе земляков-дальневосточников – основные темы его поэзии и смысл жизненного призвания как эколога и поэта. - Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется “Выброшенная елка”, а вы определите его основную мысль. (Тексты стихотворения у каждого на парте)
- Какова основная мысль этого стихотворения? (Боль автора за срубленные елки, которые так недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу) - Прочитайте строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних елок. (Последняя строфа) - Какова тема стихотворения? (Тема выброшенной после новогодних праздников елки, совпадает с названием самого стихотворения) 4. Повторение изученного по теме “Деепричастие”. - Спишите первую строфу в тетрадь. - Вспомните общее значение деепричастия. На какие вопросы отвечает деепричастие? Найдите деепричастие в первой строфе, выпишите его. (Смежив) - Вспомните признаки глагола и наречия у деепричастия и заполните таблицу (таблица на доске): Признаки глагола и наречия у деепричастия
- У выписанного деепричастия определите признаки глагола и наречия (смежив – невозвратное, совершенный вид, не изменяется, является обстоятельством) - Спишите третью строфу. (3 слайд: третья строфа стихотворения) - Найдите в этой строфе деепричастия. - В каком значении первое деепричастие? (В значении сыпать) - В каком значении второе деепричастие? (В значении спать) - Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы) - Что такое деепричастный оборот? Где он может находиться в предложении? Как выделяется на письме? Каким членом предложения является? Найдите в данной строфе деепричастные обороты и подчеркните их как члены предложения. (4 слайд: схема “Словообразование деепричастий”) - По данной схеме расскажите об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. - Выпишите из четвертой строфы деепричастия в столбик, графически покажите, как они образовались. (Позабыв – позабыть, сверкая – сверкать, радуя – радует, радуясь – радуется, не зная – знать) - Расскажите об образовании и правописании деепричастия НЕ ЗНАЯ. - Роль какого изобразительно-выразительного средства играют деепричастия в этом стихотворении? (метафоры или олицетворение) - Образ самой елки воспринимается как метафорическое олицетворение. 5. Физминутка 6. Творческая работа - Какую картину вы представили, слушая это стихотворение? (Словесное рисование) (5 слайд: фотографии елок: в лесу, на празднике, и на свалке) - Посмотрите на эти фотографии. На них запечатлен жизненный путь новогодней елки. А какова альтернатива живой красавице? (Искусственная елка) - Представьте, что вы – член “ Общества по защите елок” и вам нужно оформить листовку в защиту зеленой красавицы. Придумайте и напишите небольшой связный текст, который вы поместили бы в эту листовку. Используйте в своей работе деепричастия и деепричастные обороты. А для того, чтобы создать творческую атмосферу, звучит музыка известного композитора Вольфганга Амадея Моцарта, произведение называется “Маленькая ночная серенада”. 7. Итог урока - Послушаем 2-3 работы. - С творчеством какого поэта познакомились? - О какой части речи говорили на уроке? Что вспомнили, повторили? - Какова же, по вашему мнению, воспитательная задача урока? (Бережное отношение к природе) 8. Домашнее задание - Наверняка у каждого из вас дома стояла елка на новогодний праздник. Что же случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему “Что стало с елкой?”. Жанр определите для себя сами: сказка, рассказ, стихотворение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |