Преподавание литературы Лирика Бориса ПастернакаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2149 Григорьева Ирина Ильинична, учитель русского языка и литературы, МХК Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе). Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, произведения русских и зарубежных композиторов (П. Чайковского, А. Скрябина, И.С. Баха, Л. Бетховена, Т. Альбинони).
Ход урокаI. Организационный момент.II. Вступительное слово учителя.Чтение стихотворения «Зимняя ночь» (на столе зажжённая свеча).
– Я прочитала стихотворение «Зимняя ночь» Б.Пастернака. Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром для юного Бориса, мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, мне бы хотелось, что бы вы записали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак». (Звучит «Этюд» Скрябина, учащиеся работают, затем зачитывают написанное). –У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам». – Дайте определение слова «лирика» (произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта). III. Работа с классом.–Наш урок необычен по своей форме. Это урок-мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я надеюсь, что к концу урока каждый из вас составит собственное представление о поэте. В связи с этим я хочу обратить ваше внимание на слова М. Цветаевой, взятые в качестве эпиграфа к уроку: –Как вы поняли последние слова «кому он по глазу»? –Что хотела сказать этим Цветаева? (Подчеркнула необычность, своеобразие, масштабность таланта.) –Знакомство с лирикой Пастернака мы начали со стихотворения «Зимняя ночь». Вопросы:
– Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака? – Звучит Адажио Т. Альбинони. Учащийся (или учитель) рассказывает. В самом начале автобиографической повести «Охранная грамота» Пастернак вскользь упоминает о случайности, сыгравшей в его жизни ни с чем не сравнимую роль. Тринадцатилетний сын академика живописи и пианистки летом 1903 года упал с лошади, сломал ногу. Нога неправильно срослась, и Пастернак разом выбыл из двух предстоящих мировых войн и одной гражданской. Сама судьба поставила поэта в позицию созерцателя, стороннего наблюдателя и предопределила своеобразие его художественного мышления. Неслучайно Пастернак подчёркивал, что именно с этого «падения» начался его путь в творчество. Хромота стала знаком отмеченности, избранничества. – Стихотворение «Так начинают» читает учащийся.
– Талантливый ученик композитора Скрябина в тот самый миг, когда приходило признание, по его собственным словам, «музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, …вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Он услышал голос судьбы, он понимал, по словам Цветаевой, «свою обречённость на лирику». О чём же ранние стихи Пастернака? – Учащийся читает стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…»
– Пастернак называл это стихотворение «лучшим из раннего». Как вы думаете, почему? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы). – Помните, у Тютчева:
Природа была для Пастернака высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке стихотворения «Светает» (1917). Учащийся читает наизусть стихотворение.
– По словам современников поэта, это стихотворение было одним из самых характерных, самых «пастернаковских». Вопросы:
IV. Исследовательская работа в группах.– Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Я напоминаю вам, что сегодняшний урок проходит в мастерской. Наша задача - исследовать стихотворение «Золотая осень». Учащийся читает стихотворение.
– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:
Во время работы учащихся звучит «Этюд» Скрябина. Учащиеся зачитывают свои работы. Выводы. V. Работа с классом.– Рассмотрите репродукции картин известных русских художников. Какая из них, на ваш взгляд, соответствует содержанию стихотворения? Почему? – В начале урока мы сказали, что лирика – это произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта. Пастернак не замыкается только на теме природы. Эта тема неразрывно связана с обращением поэта к русской истории. С осени 1936 года начинается травля Пастернака. Его стихи объявили «клеветой на советский народ». За сложностью форм пастернаковских стихов видели какие-то враждебные цели. Странно, что Борис Пастернак ни в период славы, ни в период опалы ни разу не был арестован. В то же время исследователи творчества поэта утверждают, что есть сведения о том, что в 37-ом году были подготовлены документы об его аресте. Когда их принесли Сталину, он сказал: «Оставьте его, он – небожитель». Так ли это было или нет, пусть останется на совести исследователей. Одно верно: талант Пастернаку был дарован свыше. Тогда, в 30-е годы Пастернак ещё не знал, что самые тяжёлые испытания для него впереди. Конечно, это выход романа «Доктор Живаго» и ситуация с присуждением Нобелевской премии. «Доктор Живаго» – роман о судьбе России, страны, с которой была связана судьба Пастернака. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции. В нём звучит скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы Ахматову, которая провела 17 месяцев в тюремных очередях или доведённую до самоубийства Цветаеву). – Сообщение учащегося. В начале 1956 г. решался вопрос о выходе в свет романа «Доктор Живаго». Оконченная рукопись была отдана в редакции журналов «Новый мир», «Знамя», шли переговоры с издательством «Художественная литература». Летом на дачу Пастернака приехал сотрудник итальянского радиовещания в Москве коммунист Серджио де Анжело. Он попросил рукопись для ознакомления. К автору она больше не вернулась. В то время международная конвенция по авторскому праву не была признана СССР, итальянские издатели решили напечатать роман в переводе на итальянский язык. Пастернака известили об этом. Он согласился, но предупредил: «Если его публикация здесь, обещанная многими журналами, задержится и Вы её опередите, ситуация для меня будет трагически трудной». Так и произошло. Советские издательства отказались печатать роман. Он был издан за границей и переведён на 24 языка. Началась открытая травля писателя. Он был исключён из Союза писателей. В то же время Нобелевский комитет присудил Пастернаку премию «за выдающиеся достижения современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы». На писателя обрушились потоки критики, роман назвали «антисоветским». Он вынужден был отказаться от премии. Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи. Учащийся читает наизусть стихотворение «Нобелевская премия».
– Поэт Андрей Вознесенский вспоминал: «Травля добила его»… Почему же так происходит: таланту в России всегда сопутствует трагедия? Таланты погибают рано. Их либо убивают, как Пушкина и Лермонтова, либо они уходят сами: Маяковский, Есенин, Цветаева. А если они и доживают до 70-ти, как Борис Пастернак, то зачастую известность и признание получают не у себя на родине, а где-то… Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…». Звучит «Ария» Баха.
– «…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия – это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия». VI. Самостоятельная творческая работа учащихся.Звучит «Лунная соната» Бетховена. Варианты: 1. Проанализировать стихотворение «Стрижи» (1915) с точки зрения использования средств выразительности.
2. Представить макет обложки сборника поэзии Пастернака. 3. Слово о поэте. VII. Защита проектов.VIII. Самоанализ урока.
IX. Домашнее задание.Выучить понравившееся стихотворение. Найти средства выразительности. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |