Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-игра "Три корабля" в 5-м классе по теме "Лексика"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-игра "Три корабля" в 5-м классе по теме "Лексика"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1818

Михова Марина Алексеевна, учитель русского яз. и лит.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • Презентация.

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
      совершенствовать умение работы со словарями разных типов.
  • Развивающие:
    • развивать творческое мышление, активность учащихся;
    • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к слову;
    • повысить интерес к русскому языку;
    • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля». (Приложение 1, слайд 1) Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме.

1) Чтобы начать игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм». (Приложение 1, слайд 2)
2) Познакомимся с картой путешествия (Приложение 1, слайд 3)

– Чтобы попасть на самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания, проявить сообразительность и эрудицию.
За правильные, полные ответы ваш капитан будет получать жетоны в виде рыбки.

Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов.

– Что вы знаете о жителях этого острова? (За правильный ответ – рыбка)
– Где можно узнать о лексическом значении слова? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (Приложение 1, слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит фильмы режиссёр
(снял он сказку «Колобок,
чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.

ПК по 1 заданию. (Приложение 1, слайд 5)

  • Строить, сооружать
  • Делать, производить.
  • Снимать, осуществлять постановку
  • Делать, готовить, печь
  • Выдвигать, предполагать
  • Писать, изображать письменно

Самопроверка. Ответ – на слайде. Подводятся итоги. За каждый правильный ответ – 1 балл. Капитан записывает баллы в судовой журнал. Определяется выигравшая команда по максимальному (6) количеству баллов, отмечается на доске.

Вторая остановкаМыс Словарей (Приложение 1, слайд 6)

Игра «Эрудит»

Задание: угадайте слова по толкованию их лексических значений, запишите.

  • Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. (Маяк)
  • Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг)
  • Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, в заливах. (Бакен, буй)
  • Край земли у водной поверхности. (Берег)
  • Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  • Сильная буря на море. (Шторм)
  • Уметь держаться на воде и передвигаться по ней. (Плавать)

ПК по 2 заданию: (Приложение 1, слайд 7)

Маяк, айсберг, бакен, берег, акваланг, штом, плавать.

Капитаны подсчитывают количество правильных ответов, заносят в судовой журнал. Победившая команда отмечается на доске. Максимум – 7 баллов.

Третья остановка. Мы подплываем к бухте Прямого и переносного значения (Приложение 1, слайд 8)

– Что такое прямое и переносное значение? (за правильный ответ – рыбка)

Справка. Слова, обозначая предметы, действия, количество, выступают в прямом значении. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

Задание: запишите сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Кто больше? (Игра «Соколиный глаз»)

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

ПК по 3 заданию (Приложение 1, слайд 9)

Поет зима, аукает, баюкает;
Тоской глубокою;
Плывут облака, седые облака;
Метелица стелется;
Вьюга стучит, вьюга злится;
Дремлют пташки;
Ревом бешеным;
Снится весна (пташкам), в улыбках солнца

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Команда, выбравшая большее количество словосочетаний (13), побеждает, отмечается на доске.

– Какие художественные изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу сходства или по контрасту.
Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Следующая остановка – остров САО (Приложение 1, слайд 10)
Вы догадались, кто живет на этом острове? (Синонимы, Антонимы, Омонимы) (За правильный ответ – рыбка)

Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.

– Что это за слова-приятели? Что такое синонимы? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Задание: На северной стороне острова проведите расследование – найдите слово по его приметам и запишите. (Игра «Следствие ведут знатоки») (Приложение 1, слайд 11)

Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках

Это прилагательное: его синоним – темно-красный.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Это существительное: его синоним – просьба.
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей,
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.

ПК по 4 заданию (Приложение 1, слайд 12)

Пронесся, багряный, мольба

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 3. Лучшая команда отмечается на доске.

Случилось непредвиденное: на этом острове вас никто не понимает.

Задание: переведите с русского на русский. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме предлогов и союзов) синонимами. (Приложение 1, слайд 13)

  • Шофер вновь стал всматриваться во мрак.
  • Разъяренная вьюга замела тропинки.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
  • Доктор прописал пациенту инъекции.

ПК по 5 заданию. Перед проверкой еще раз зачитывать предложения (Приложение 1, слайд 14)

Водитель опять начал вглядываться в темноту.
Злая метель запорошила дорожки.
Сторож укрылся от дождя под крышей дома.
Врач назначил больному уколы.

(Всего нужно заменить 18 слов)

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 18. Команда-победитель отмечается на доске.

– Мы направились на южную сторону острова. Здесь живут слова-неприятели (Приложение 1, слайд 15)

Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»

– Как вы думаете, какие слова вы должны будете подобрать? (Антонимы)
– Что такое антонимы? (За правильный ответ – рыбка)

Справка. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Задание: запишите их. (Приложение 1, слайд 16)

– Я – антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня…
(Прохлада)

– Я – антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
(Зима)

– Я – антоним к слову смех,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
(Плач)

– Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…
(Тишина)

ПК по 6 заданию (Приложение 1, слайд 17)

Прохлада
Зима
Плач
Тишина

Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске.

Судовые журналы передать помощникам-консультантам для подведения итогов!

– Чтобы выбраться с острова САО, вы должны вспомнить:

– Что такое омонимы? (За правильный ответ – рыбка)
– Чем омонимы отличаются от многозначных слов? (За правильный ответ – рыбка)

(Приложение 1, слайд 18)

Справка. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Задание: замените зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и главное слово во втором словосочетании стали омонимами.

Гибкий лук
Водопроводный кран
Трамвайный парк
Вкусные лисички
Ржавый ключ
Электрический разряд
Песчаная коса

ПК по 7 заданию (Приложение 1, слайд 19)

Зеленый лук
Подъемный кран
Зеленый парк
Рыжие лисички
Холодный ключ (родник)
Спортивный разряд
Длинная коса

Самопроверка. Подведение итогов. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске.

Если останется время, дать задание каждой команде:

– составить кроссворд по теме урока
– провести игру «Аукцион».

Условия игры: подобрать синонимы к словам (горячий, сказал, смеяться, тоска, плохой). Побеждает команда, назвавшая последнее слово.

Горячий – накаленный, раскаленный, обжигающий, пламенный, жаркий, несдержанный.
Сказал – выразиться, изъясниться, произнести, проговорить, выговорить, вымолвить, молвить, промолвить, изречь, заметить, бросить, проронить, уронить, вставить, ляпнуть, брякнуть.
Смеяться – хихикать, хохотать, заливаться, закатываться.
Тоска – печаль, грусть, горе, боль, скорбь, кручина.
Плохой – нехороший, неудовлетворительный, слабый, скверный, дурной, незавидный, неважный, худой, дрянной, негодный.

Подведение итогов:

Сообщаются примерные итоги за 6 заданий. Называется лучшая команда. Сегодня на уроке мы повторили материал темы «Лексика». Результаты игры показали, что вы хорошо усвоили материал данной темы. Спасибо за работу. (Приложение 1, слайд 20)

Домашнее задание (по выбору):

– Составить кроссворд по теме урока (если не успели).
– Сочинить сказку или стихотворение по теме «Лексика».
– Составить пять пословиц с антонимами.

Музыкальное оформление (Приложение 2)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21