Преподавание русского языка Урок-игра "Три корабля" в 5-м классе по теме "Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1818 Михова Марина Алексеевна, учитель русского яз. и лит. Оборудование:
Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика». Задачи:
ХОД УРОКА Учитель. Ребята! Сегодня необычный урок, урок-игра. Мы отправляемся в путешествие. Назовем его «Три корабля». (Приложение 1, слайд 1) Мы закончили изучение материала по теме «Лексика». Основная задача на уроке сегодня – повторить всё, что мы изучили по данной теме. 1) Чтобы начать игру, разделимся на три команды: «Волна», «Якорь», «Шторм». (Приложение 1, слайд 2) – Чтобы попасть на самый главный остров – остров Лексики, необходимо показать свои знания, проявить сообразительность и эрудицию. Первая остановка на Острове однозначных и многозначных слов. – Что вы знаете о жителях этого острова? (За правильный ответ – рыбка) Справка. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Задание: чтобы попасть на Остров однозначных и многозначных слов, нужно выполнить задание (Приложение 1, слайд 4): определите и запишите, в каких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.
ПК по 1 заданию. (Приложение 1, слайд 5)
Самопроверка. Ответ – на слайде. Подводятся итоги. За каждый правильный ответ – 1 балл. Капитан записывает баллы в судовой журнал. Определяется выигравшая команда по максимальному (6) количеству баллов, отмечается на доске. Вторая остановка – Мыс Словарей (Приложение 1, слайд 6) Игра «Эрудит» Задание: угадайте слова по толкованию их лексических значений, запишите.
ПК по 2 заданию: (Приложение 1, слайд 7) Маяк, айсберг, бакен, берег, акваланг, штом, плавать. Капитаны подсчитывают количество правильных ответов, заносят в судовой журнал. Победившая команда отмечается на доске. Максимум – 7 баллов. Третья остановка. Мы подплываем к бухте Прямого и переносного значения (Приложение 1, слайд 8) – Что такое прямое и переносное значение? (за правильный ответ – рыбка) Справка. Слова, обозначая предметы, действия, количество, выступают в прямом значении. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство. Задание: запишите сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Кто больше? (Игра «Соколиный глаз»)
ПК по 3 заданию (Приложение 1, слайд 9)
Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Команда, выбравшая большее количество словосочетаний (13), побеждает, отмечается на доске. – Какие художественные изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении? (За правильный ответ – рыбка) Справка. Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Следующая остановка – остров САО (Приложение 1, слайд 10)
– Что это за слова-приятели? Что такое синонимы? (За правильный ответ – рыбка) Справка. Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Задание: На северной стороне острова проведите расследование – найдите слово по его приметам и запишите. (Игра «Следствие ведут знатоки») (Приложение 1, слайд 11)
ПК по 4 заданию (Приложение 1, слайд 12) Пронесся, багряный, мольба Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 3. Лучшая команда отмечается на доске. – Случилось непредвиденное: на этом острове вас никто не понимает. Задание: переведите с русского на русский. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме предлогов и союзов) синонимами. (Приложение 1, слайд 13)
ПК по 5 заданию. Перед проверкой еще раз зачитывать предложения (Приложение 1, слайд 14)
(Всего нужно заменить 18 слов) Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 18. Команда-победитель отмечается на доске. – Мы направились на южную сторону острова. Здесь живут слова-неприятели (Приложение 1, слайд 15)
– Как вы думаете, какие слова вы должны будете подобрать? (Антонимы) Справка. Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Задание: запишите их. (Приложение 1, слайд 16)
ПК по 6 заданию (Приложение 1, слайд 17)
Самопроверка. Подведение итогов. Капитан записывает результаты в судовой журнал. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске. Судовые журналы передать помощникам-консультантам для подведения итогов! – Чтобы выбраться с острова САО, вы должны вспомнить: – Что такое омонимы? (За правильный ответ – рыбка) (Приложение 1, слайд 18) Справка. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Задание: замените зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и главное слово во втором словосочетании стали омонимами.
ПК по 7 заданию (Приложение 1, слайд 19)
Самопроверка. Подведение итогов. Максимальное количество баллов – 4. Команда-победитель отмечается на доске. Если останется время, дать задание каждой команде:
Условия игры: подобрать синонимы к словам (горячий, сказал, смеяться, тоска, плохой). Побеждает команда, назвавшая последнее слово. Горячий – накаленный, раскаленный, обжигающий, пламенный, жаркий, несдержанный. Подведение итогов: Сообщаются примерные итоги за 6 заданий. Называется лучшая команда. Сегодня на уроке мы повторили материал темы «Лексика». Результаты игры показали, что вы хорошо усвоили материал данной темы. Спасибо за работу. (Приложение 1, слайд 20) Домашнее задание (по выбору): – Составить кроссворд по теме урока (если не успели). Музыкальное оформление (Приложение 2) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |