Преподавание литературы Урок-семинар по литературе в 11-м классе по теме: "Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1542 Кульдяева Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Форма работы – групповая. Ход урока Эпиграф:
План семинара: I.
/Тема Родины в творчестве русских писателей XIX века/ II. О Русь моя! Жена моя! /Тема Родины в творчестве Блока/ 1. Истоки поэтического характера Блока: А) Семья. Интеллигентность. Дворянская культура. Б) Проклятье “Старому миру”. В) Пророчества и предчувствия. 2. Родина в образе жены, женщины, возлюбленной. 3. Историзм блоковского отношения к России. III. “О Русь, малиновое поле”. /Тема Родины в творчестве Есенина/ 1. Природа как основная доминанта в есенинском образе Родины. 2. Родина для поэта – целительный источник духовных сил. 3. В чем притягательность есенинской поэзии. 4. Истинное чувство патриотизма. IV. Сходство и различие в изображении Родины у Блока и Есенина. Вступительное слово учителя. Из чего складываются слова? Слово “Родина” у нас, россиян, вызывает в воображении много образов. Родина – это степи, леса, простор, воля, Волга, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы крайнего севера, запах поздних яблок… А еще Родину можно представить как галерею портретов. Это образы людей, без которых Россия не была бы Россией. Это Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и Александр Невский, безымянный автор “Слова о полку Игореве” И Андрей Рублев, Сергий Радонежский и Протопоп Аввакум. А вот ближе: Пушкин и Лобачевский, Толстой и Менделеев, Рахманинов и Шостакович… и Блок, и Есенин. Итак, тема сегодняшнего нашего урока-семинара “Тема Родины в поэзии Блока и Есенина”. Цель его не только контролирующая. Вхождение в поэтический мир Блока и Есенина должно не просто расширить ваше представление о творчестве поэтов, но и обогатить нравственно, доставить эстетическую радость, пробудить потребность обращаться к поэзии в “минуту жизни трудную” и в часы досуга, в кругу друзей и наедине с собой. Работа семинара пройдет по следующему плану (записан на доске). Слово учителя. Они встретились весной 1915 года в Петербурге. Есенин привез свои стихи на суд к Блоку. “Он вез тетрадку стихов о березах-свечках, маковых зорях, о бескрайней России. Сложенные на приволье зеленых полей, в духовитых дубравах родного села Константиново, они нравились казанским друзьям, которые пророчили ему известность, но он, прежде чем испытать литературное счастье, дал зарок побывать у Блока. Что скажет он, то и будет, только одному ему он верил, хотя никогда не видал его. Блок представлялся ему человеком чуть ли не высшего порядка, и его стихи, что ни день, все полнее овладевала им и даже самим ритмом вызывали в душе теплую радость”, - пишет в своей книге “День из жизни писателя” Г. Г. Степанов. Блок приветливо встретил поэта, внимательно выслушал его стихи, признал в нем дарование, благословил на поэтический подвиг: “Не каждый может быть поэтом, но кто носит в себе это начало, тому надо выбирать единственный путь и держаться его твердо, так, чтобы этот путь привел его к победе”. Искренняя любовь к Родине сближала этих столь не похожих людей. Основные проблемы семинара заключаются, на мой взгляд, в словах Блока и Есенина, которые и послужат эпиграфами к нашему уроку. Задание группам перед чтением докладов о поэзии Есенина и Блока. Тезисно записать те мысли, в которых содержатся ответы на следующие вопросы: 1. Русская природа в поэзии Есенина и Блока. 2. Обращение к славным традициям прошлого 3. Показ социальных контрастов настоящего. 4. Связь времен и ответственность перед грядущим. 5. Лирический герой в понимании Блока и Есенина. Выступление групп. Оценка экспертами. По ходу выступлений групп составляется сравнительная таблица.
Вывод: мы с вами составили тезисы по наиболее важным проблемам, освещаемым поэтами в теме Родины. Вашему вниманию предлагается небольшой тест, который поможет вам проверить себя в знании некоторых литературоведческих понятий, связанных с творчеством Блока и Есенина. /Проверяют эксперты/ И заключительное задание нашего семинара: написать небольшой критический очерк “Мой Блок”, “Мой Есенин”. Цель работы: показать свое отношение к лирике поэтов. Выставление итоговых оценок всем участникам семинара. Слово учителя. В заключении хочется надеяться, что подготовка к семинару и участие в нем обогатили вас не только знаниями, но и практикой делового общения, практикой коллективного творчества, обострили ваше внимание и интерес к поэтическому слову. Д/З. Группа готовит специальный выпуск стенгазеты – иллюстрированный репортаж о ходе семинара. Остальные группы готовят заметки для стенгазеты. “Что мне дало участие в семинаре”, “Чем лично мне близка поэзия Есенина или Блока”. Можно сформулировать самому. Группа экспертов оценит и лучшие поместит в стенгазету. Урок окончен. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |