Преподавание литературы Открытый урок по литературе в 5-м классе "Подруга дней моих суровых…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1152 Кудряшова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент (Приложение 1. Слайд 1) 2. Вступительное слово учителя – Ребята, мы с вами продолжаем уроки по изучению творчества А.С.Пушкина. На предыдущих занятиях говорили о поэме «Руслан и Людмила». Сегодня мы вновь погружаемся в мир лирики поэта. Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить? (О любимой няне Александра Сергеевича – Арине Родионовне) (Приложение 1. Слайд 2) Учитель нажимает Enter (Приложение 1. Слайд 2). – Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон») Пушкин так вспоминает о своей няне, называя её «мамушкой». Ребята, что вы знаете о няне поэта? (С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, которые она замечательно рассказывала). (Приложение 1. Слайд 3) Сегодня цель нашего урока – краткое знакомство с биографией Арины Родионовны, изучение роли этой женщины в жизни поэта. (Приложение 1. Слайд 4) 2. Сообщения учеников, оценка их выступлений и выполнение проверочной работы Мини-тест. (Приложение 1. Слайд 5) 1. Где родилась Арина Родионовна?
2.Назовите подлинное имя няни.
3. Назовите стихи, которые Пушкин посвятил своей мамушке? («Няня», «Зимний вечер», «Подруга дней моих суровых», «Сон») 4. Где же похоронена няня?
3. Слово учителя (Приложение 1. Слайд 6) – Маленькая деревушка с господским домом привлекает особое внимание всех пришедших поклониться Арине Родионовне. (Приложение 1. Слайд 7) В домике няни всегда уютно, тепло от неё, нянюшки, голубушки, мамушки нашего поэта. (Приложение 1. Слайд 8) «Спи, дитя моё, усни, сладкий сон тебе приснись…». Колыбельная песня …Она входит в нашу жизнь с рождения, и поют нам её наши мамочки и бабушки. Маленькому светловолосому кудрявому Саше Пушкину колыбельную пела нянюшка Аринушка. (Приложение 1. Слайд 9) Вглядитесь ещё раз в её лицо. «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца». Так говорили друзья поэта из Тригорского. (Приложение 1. Слайд 10) Именно она знакомила его с чистой русской речью. (Приложение 1. Слайд 11) В письме из своей северной ссылки Пушкин писал брату Льву: «После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно…»Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина его няня. 4. Анализ стихотворения «Зимний вечер» (Приложение 1. Слайд 12) Душу и сердце вложил поэт в стихотворение «Зимний вечер». (Слушаем романс М.Яковлева на слова Пушкина «Буря мглою небо кроет…»). Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.
(запись в тетради) 5. Слово учителя Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На рисунках мы видим А.С.Пушкина за работой или за чтением няне своих стихов. (Приложение 1. Слайд 13) А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина! 6. Анализ стихотворения «Няне» Навеки запечатлел свою матушку в стихотворении «Няне». (На фоне музыки Г.Свиридова читается стихотворение) (Приложение 1. Слайд 14) Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое) (Приложение 1. Слайд 15) (запись в тетрадях) Лирический герой не может быть рядом с ней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения – послание. (Приложение 1. Слайд 16) (запись в тетрадях) В лирическом произведении и жанр, и композиция – все способствуют выражению настроения. А что такое композиция? Как же, с помощью, каких средств художественной выразительности переданы в стихотворении чувства? 7. Теоретическая разминка После неё ребята находят в тексте эпитеты, метафоры, сравнения. (Приложение 1. Слайд 17) Это стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте – «то чудится тебе…» (Приложение 1. Слайд 18) Памятник «Пушкин с няней в Пскове». Посмотрите на поэта и его няню молча, слушая музыку прекрасного композитора Георгия Свиридова. 8. Заключительное слово Лишь на несколько лет пережил поэт свою 70-летнюю няню. Так и не довелось бедной старушке закрыть глаза своему любимцу и оплакать его. А может быть, это и к лучшему. 9. Итоги урока (Приложение 1. Слайд 19) 10. Домашнее задание Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина. Написать мини-сочинение на тему «Какую роль играет бабушка в моей жизни?» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |