Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Коллективный анализ ученического изложения по рассказу Скребицкого "Хитрый заяц". 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Коллективный анализ ученического изложения по рассказу Скребицкого "Хитрый заяц". 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3763

Пыхтина Анастасия Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • учить детей редактированию текста;
  • отрабатывать орфографическую зоркость;
  • учить видеть и слышать слово, определять его лексическое значение.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать бережное отношение к слову и родному русскому языку.
  • Развивать культуру устной и письменной речи учащихся.
  • Воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия, уважения к товарищам по учёбе.

Образовательные задачи.

  • Продолжаь работу по редактированию текста (устранению всех речевых ошибок).
  • Учить детей определять тему, основную мысль текста, составлять план.
  • Отрабатывать навыки определения типа ошибок.

Развивающие задачи.

  • Развивать умения анализировать текст, выделять в нём главное - тему, идею.
  • Развивать навыки как самостоятельной, так и коллективной работы.
  • Развивать творческие способности детей.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Методические приёмы: беседа, поиск ошибок, их устранение в групповом анализе текста.

Педагогическая технология: развитие критического мышления, чтения, письма.

Тип урока: урок-исследование.

Средства обучения.

  • Текст рассказа Скребицкого "Хитрый заяц".
  • Текст ученического изложения.
  • Таблица "Типы ошибок и их условное обозначение".

Оборудование урока.

  • Текст ученического изложения.
  • Таблица " Типы ошибок:".
  • Текст рассказа Скребицкого "Хитрый заяц".

Ход урока

Эпиграф:

Повторение - мать учения.

1. Организациооный момент.

а) сообщение темы урока;

б) постановка цели и задачи урока.

Сегодня у нас урок интересный: мы будем учиться исправлять (редактировать) наши творческие работы. Я уверена, что вы хотите научиться писать правильно, красиво, последовательно излагать свои мысли, пересказывать тексты изложений.

Прошу приготовить учебник, орфографический словарь, тетрадь, ручку, карандаш, тексты изложения вашего товарища. Будем читать, исправлять все недочёты в работе и сделаем её красивой.

2. Актуализация знаний.

Поставленные задачи мы будем решать вместе: один ум хорошо, а два лучше. Нас же много. Будем читать и анализировать текст изложения (приложение№1.), устраняя ошибки, повторять изученные орфограммы. Ведь повторение-это мать учения.

3. Работа по теме.

а) Беседа.- Вам знаком рассказ Скребицкого "Хитрый заяц"? Как? Почему?

- Мы писали изложение по этому рассказу.

- Какая главная мысль в этом рассказе?

- Зайчик умный и хитрый, эта мысль отражена в заглавии.

- Откройте этот текст. Сколько частей (микротем) в рассказе? Какие? Назовите их.

- Четыре микротемы.

- Верно. А теперь обратите внимание на текст изложения, что на листе. Что вы видите?

- Я вижу тему, заглавие, план и сплошной текст изложения.

- Какая грубая ошибка в оформлении работы допущена её автором?

- Не выделил автор микротемы.

- Читаем работу, выделяем абзацы (микротемы) и ставим знак абзаца.

б) Чтение текста учителем и его анализ.

- Вам понравилась работа? Нет! Почему?

- Язык изложения какой-то грубый, некрасивый.

- А мы сможем этот текст сделать и красивым, и выразительным? Да! Прежде всего исправим орфографические и пунктуационные ошибки. Называем их, исправляем, на поля выносим знак /. Сколько ошибок орфографических? Пять? Какие?

Недостающих знаков препинания не обнаружили? Нет!

- Пять ошибок и все в глаголах: 2- пошОл, охотиЦА, НЕвыходит, НЕразберутЦА. Автору этой работы следует повторить всю тему "Глагол".

- Теперь переходим к устранению речевых ошибок. Читаем предложения и исправляем все речевые недочёты. (Все речевые ошибки вынесены в приложение №2.)

в) Подведение итогов.

- Все ошибки исправили, вынесли на поля? Посчитайте, сколько орфографических ошибок допустил автор, на какие правила?

- В изложении допущено 5 орфографических ошибок: О и Ё после шипящих в корнях слов; НЕ с глаголами; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

- Значит, автору изложения следует повторить, отработать эти правила, чтобы впредь не допускать подобных ошибок. А какую отметку мы можем поставить за грамотность и почему?

- Поставим только "удовлетворительно", потому что за 5 ошибок нельзя поставить "хорошо".

- Ребята, вы слишком строги: ошибки типичные, на 3 правила. Может быть, поставим "хорошо"? Если я не права, убедите меня в этом.

- Эти правила мы знаем с 3-го класса, и не следует ставить 4 за их незнание.

- Сурово, но справедливо. Остальные ошибки относятся к оценке содержания работы.

Посчитаем, сколько речевых, фактических, грамматических, стилистических ошибок.

- Речевых ошибок-12; фактических-1; грамматических-5; стилистических-4; всех-22. За содержание ставим "очень плохо". Мы все убедились, что текст плох, что автор не готовился к изложению дома, хотя у нас была такая возможность.

- Я довольна вами, дети! Вы строго и объективно оценили работу своего товарища. Но, главное, внимательно, заинтересованно редактировали текст. Вам понравилась эта работа? (Да.) Так давай те прочитаем отредактированный текст. (Дети читают исправленный ими текст.)

- Понравился вам текст? Почему?

- Текст стал близок авторскому. Мы выделили все 4 части, сохранили лексику автора, старались сохранить и построение предложений.

- А я считаю самым важным то, что сохранено настроение автора-доброжелательное, ласковое по отношению к зайчику. И мы можем сказать, что автор- человек добрый. И нас учит быть добрыми.

- Дети, Скребицкий учит нас доброте, а чему ещё мы сегодня учились на уроке?

- Я думаю, что мы сегодня получили и уроки доброты, и уроки уважительного отношения друг к другу.

- Ещё мы учились исправлять, редактировать, тексты, прислушиваясь к мнению товарища. Учились дружно работать в коллективе, находить ответы на вопросы, помогали друг другу.

- В совместном труде рождается настоящая дружба, и я вижу, что это так, да? Вы все сегодня хорошо работали, и я вас благодарю за сотрудничество. Мы ещё не всю работу выполнили: не записали отредактированный текст в тетради. Давайте займёмся этим. Каждый диктует одно предложение и комментирует орфограммы. (Дети записывают текст).

- Работу выполнили!? Пусть это изложение всегда напоминает нам, что к созданию творческих работ надо относиться серьёзно, учиться у писателей грамотно и красиво излагать свои мысли, пересказывать текст.

г) Задание на дом. №.., прочитайте, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, спишите текст о находчивом зайчике.

Отредактированный текст.

Однажды со мною произошёл такой случай. Пошёл я охотиться на зайцев. Через час выследили собаки зайца и погнали. Стал я на дорожку и жду.

Гоняют мои собаки зайца, а он всё не выбегает. Куда он подевался? Подождал, подождал я и пошёл посмотреть на поляну, в чём дело. Гляжу: бегают мои собаки по вырубке, никак в заячьих следах не разберутся. Куда ему на поляне спрятаться?

Вышел я на середину поляны и сам ничего не пойму: Случайно глянул в сторону, да так и замер. Смотрю: на пне притаился зайчонок, глазёнки так и впились в меня, будто просят: "Не выдавай меня собакам!"

Стыдно мне стало убивать зверька. Отозвал своих гончих и говорю: "Пойдёмте других зайце искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит".

Речевые ошибки.

1-е предложение. Реч. Стил.-тавтология: случился:случай.

2-е. Грам. Реч. нарушена связь слов в предложении: охотиться за зайцами(на зайцев).

3-е. Реч. Фактическая: поймали- погнались.

4-е. Грам. Реч.- неправильно употреблено слово: встал- стал.

5-е. Реч. Лексич.-не тот глагол: не выходит-не выбегает.

6-е. Реч. Лексич.-не тот глагол: провалился- девался.

7-е. Реч. Грам.- не закончено предложение, надо: - Я и пошёл посмотреть, в чем дело.

8-е; 9-е. Реч. Грам.-нарушен смысл предложения, не обозначены его границы, раздроблено на три, 8-ое после 9-ого.

10-е. Стил. Грам.-не закончено предложение; Реч. Лексич.- не те слова употреблены: серёдку- середину; поля-поляны.

11-е. Реч. Лексич.- не те слова: неожиданно - случайно, помер-замер.

12-е. Реч. Грам.-нарушены границы предложения. Не те слова употреблены: прилип- притаился; косой-зайчик; влупились - впились.

13-е. Реч.Лексич.- нет абзаца; не те слова употреблены: зверя-зверька.

14-е. Реч. Лексич.- позвал - отозвал; поищем - искать; (добавить) - трудный:; прошёл - сдал.

Подробное изложение.

Хитрый заяц.

План.

1. Гончие выследили зайца.

2. Заяц пропал.

3."Не выдавай меня!"

4. Охотник пощадил зайца.

1. Однажды со мною случился такой случай.

2. Пошол я охотица за зайцами.

3. Через час поймали собаки зайца и погнались.

4. Встал я на дорожку и жду.

5. Гоняют мои собаки зайца, а он всё невыходит.

6. Куда он провалился?

7. Подождал, подождал я.

8. Куда ему на поляне спрятаца?

9. Пошёл я на поляну: бегают мои собаки по вырубке.

10. Никак в заячьих следах неразберутца.

11. Вышел я на середку поля.

12. Неожиданно посмотрел в сторону, да так и помер.

13. Смотрю, на пне прилип косой, глазёнки влупились в меня.

14. Будто просят: "НЕ выдавай меня собакам!"

15. Стыдно мне стало убивать зверя.

16. Позвал гончих и говорю им: "Пойдёмте других зайцев поищем, а этот экзамен на хитрость прошол.

17. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит".


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21