Преподавание русского языка
Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение глагола". 5-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 5249
Сергина Зинаида Николаевна Метод обучения – это важнейший, самый подвижный и самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. В зависимости от темы, целей, уровня класса стараюсь употреблять различные методы обучения. При изучении морфологии в 5, 6 классах наиболее продуктивным считаю метод коллективной формы познавательной деятельности (сокращенно КСО), разработанный кандидатом педагогических наук В. К. Дьяченко. Суть этого метода вкратце можно определить так: “Все обучают каждого – каждый обучает всех”. Привожу вариант урока русского языка в 5 классе на тему “Повелительное наклонение глаголов”. Цели урока: - познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов повелительного наклонения;
- формировать умение образовывать формы повелительного наклонения;
- совершенствовать умение выделять главное;
- формировать умение совместной деятельности, ответственности.
Тип урока: урок объяснения нового материала. Оборудование: - таблица “Наклонения глагола”;
- карточки с заданиями;
- карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля;
- “Листок учета знаний”.
ХОД УРОКА I. Сообщение темы, цели урока 1. Слово учителя. Актуализация знаний. - Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу. Наклонения глагола наклонение | пример | значение действия | Изъявительное | пишу, писал, буду писать | происходит, происходило, будет происходить | Сослагательное | написал бы, прочитал бы | возможно при каком-либо условии | Повелительное | напишите, пожалуйста быстро принеси | просьба или приказ выполнить | - Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения) - Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить) - Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии) - Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить) - Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении. 2. Запись темы урока в тетрадях. II. Основной этап 1. Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах. Вариант 1 Самостоятельная работа | Работа с партнером | Задание 1 | 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. 2. Выпиши примеры. | 1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении. Попроси его ответить на вопросы: - Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
- В форме какого лица и числа они употребляются?
- Как образуются? Назови исключения.
Попроси его повторить определение повелительного наклонения (Оценка партнеру) | Задание 2 | Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения. Советы биолога. Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь. Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения. (Оценка партнеру) | Задание 3 | Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания. Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы. (Оценка партнеру | Задание 4 | Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа. Приготовление домашних заданий. (Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы. (Оценка партнеру) | Вариант 2 Самостоятельная работа | Работа с партнером | Задание 1 | 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения. 2. Выпиши примеры. | 1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении. Попроси его ответить на вопросы: 4. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении? 5. В форме какого лица и числа они употребляются? 6. Как образуются? Назови исключения. Попроси его повторить определение повелительного наклонения (Оценка партнеру) | Задание 2 | Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения. Советы юным велосипедистам. Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков. Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения. (Оценка партнеру) | Задание 3 | Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания. Возить, резать, шить, купить, читать, сдать. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы. (Оценка партнеру | Задание 4 | Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа. Составление плана текста. (Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст. (Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка) | Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы). (Оценка партнеру) | Листок учета знаний. ФИ ученика ___________________________________________ № заданий | №1 | №2 | №3 | тест | Итоговая оценка | оценка | | | | | | | | | | самокон троль | взаимокон троль | самокон троль | изаимокон троль | самоконт роль | взаимокон троль | самокон троль | учитель | Карточки с ответами. Вариант 1. Задание 2. Иди, не бери, оставь, старайся, запиши, очисти, залепи, не лови, не бери. Критерии оценок: 8-9 правильных ответов-“5”; 6-7 правильных ответов- “4”; 4-5 правильных ответов-“3”; 0-3 правильных ответа-“2”. Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите. Критерии оценок: 6 правильных ответов-“5”; 4-5 правильных ответов- “4”; 3 правильных ответа-“3”; 0-1 правильных ответа-“2”. Задание4. Научитесь, не отвлекайтесь, будьте, сидите, не горбитесь, готовьте, переходите, заканчивайте. Критерии оценок: 8 правильных ответов-“5”; 7-6 правильных ответов- “4”; 4-5 правильных ответа-“3”; 0-3 правильных ответа-“2”. Вариант 2. Задание 2. Учитесь, научитесь, не держитесь, смотрите, вращайте, прекратите, опустите, поставьте. . Критерии оценок: 8 правильных ответов-“5”; 6-7 правильных ответов- “4”; 4-5 правильных ответов-“3”; 0-3 правильных ответа-“2”. Задание 3. Возить – возят –вози- возите; резать –режут – режь - режьте; шить – шьют – шей - шейте; купить – купят – купи - купите; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите. Критерии оценок: 6 правильных ответов-“5”; 4-5 правильных ответов- “4”; 3 правильных ответа-“3”; 0-1 правильных ответа-“2”. Задание4. Прочтите, выясните, определите, разделите, озаглавьте, напишите, сопоставьте, проследите, проверьте. . Критерии оценок: 8 правильных ответов-“5”; 7-6 правильных ответов- “4”; 4-5 правильных ответа-“3”; 0-3 правильных ответа-“2”. III. Заключительный этап. 1. Контроль степени усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест. Выполните тест: 1. Укажите глагол в повелительном наклонении. а) Отдохните; б) помогаешь; в) думал; г) сделал бы. 2. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Улыбается; б) соберется; в) отправься. 3. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Тишь; б) брешь; в) режь. 4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме : а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения. 5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения: а) Работа. . т; б) вылет. . те; в) отправ. . тся. 6. Укажите глагол в повелительном наклонении: 1 | 2 | Не смейте забывать учителей, | Ведь лучшее все в нас – от их усилий: | 3 | | Учителями славится Россия. а) 1; б) 2; в) 3. 2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру. 3. Подведение итогов. Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола? В форме какого лица и числа они употребляются? От основы какого времени они образуются? 3. Учитель собирает листки учета знаний и выставляет итоговую оценку. Ключ к тексту: - а
- б
- в
- в
- б
- а.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|