Преподавание литературы «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 765 Юрченко Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы; Змановская Ольга Ивановна, учитель биологии; Тимофеев Сергей Петрович, учитель информатики; Пяткова Татьяна Семёновна, учитель истории и МХК Интегрированные уроки – это не новация, они известны каждому учителю. На них была мода в одно время, сейчас на устах у всех информационные технологии. На мой взгляд, учитель – личность, индивидуальность. И он должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые ближе и интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению учащимися материала. Нельзя использовать метод лекционного изложения материала, если не владеешь приемами ораторской речи, если не живешь тем материалом, о котором пытаешься рассказать детям. Нельзя говорить о живописи, музыке, если остаешься глухим сердцем к этим видам искусства. Не может устареть та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями, помогает утверждать нравственный стержень в душе. Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении русской литературе, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении. Интегрированный урок предполагает традиционно объединять материал предметов из одной образовательной области: литература и история, мхк; черчение и труд, биология и география и т.д. Тогда тема раскрывается учителем или двумя учителями-специалистами по разным предметам, с двух сторон, с разных точек зрения. Однако в последнее время в педагогике и методике появились мнения ученых, практиков-педагогов, когда интегрируется материал по предметам разных образовательных областей: информатика и литература, литература и биология и т.д. Изучив статью А.В. Теремова, доцента, докторанта кафедры педагогики, к.п.н. Московского педагогического государственного университета «Интеграция естественно-научных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения», я была рада отметить, что работа, о которой говорится в статье, в нашей школе ведется с 90-х годов. Первый урок по интеграции литературы – биологии мы с О.И. Змановской провели в 1993 году. В рекомендуемых базисных планах количество часов на изучение базовых предметов сокращается, и это диктует необходимость их объединения в интегрированные курсы. Это не просто механическое соединение материала по отдельным предметам, а преобразование содержания и структуры школьных дисциплин. То есть если вводить такие интегрированные курсы, то нужно пересмотреть программы, например, по литературе и биологии в старшей школе, чтобы вести этот новый курс, скорее всего, в профильном гуманитарном классе. Если говорить всерьез об интеграции, то нужно при планировании курсов или уроков соблюдать, по мнению А.В. Теремова, следующие условия:
Поскольку я являюсь учителем литературы, для меня важны роль и значение гуманитаризации школьного естественно-научного образования. Особенно важным в интеграции считаю четвёртое условие, когда можно и нужно объединять материал в один урок, чтобы у учащихся формировалось общее представление о мире, чтобы у них вырабатывалась эмоционально — ценностная оценка приобретаемых знаний. Гуманизация предполагает формирование взглядов у школьника на природу, на самого себя не как царя природы, а как ее детища, человечность в поступках и отношениях к миру. Поэтому интеграция литературы и биологии должна, на мой взгляд, занимать особое место в школьном общеобразовательном курсе. На уроках литературы мы учим детей создавать образ природы и этично относится к ней. Особенно эффективно эта задача решается при рассмотрении экологических проблем в литературе. Собственно эту же задачу решают учащиеся и на уроках биологии. Жизнь меняется быстро и вносит свои коррективы в методику преподавания предметов. Сегодня в нашу жизнь прочно вошло понятие компьютерные технологии». Конечно, заменить общение с учителем общением с компьютером нельзя, потому что урок литературы – это живое эмоциональное общение, а эмоциональное слово учителя не заменит ни одна самая умная машина. И тем не менее использование «компьютерных технологий» на уроках литературы уместно иногда и даже необходимо. Применение компьютера на уроках литературы и русского языка может быть самым разнообразным, преследовать различные цели (заочные экскурсии по местам, где жил и творил поэт, писатель; видеопросмотр фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, исполнение ими поэтических и прозаических произведений; музыкальное сопровождение урока и.т.д.). Т.е. использование компьютеров позволяет реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы по теме «Личность Сергея Есенина. Презентация жизненного пути», который мы провели совместно с учителем информатики С.П. Тимофеевым. Нужно помнить, что компьютер рассчитан на использование с другими методическими средствами и приемами. Нереально проводить большое количество таких интегрированных уроков, ведь литература – это, прежде всего, знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно (в год 3-4 урока) можно провести эффективно, соединив близкие темы или сопроводив урок видеоматериалами, музыкой и т. п. Ну и конечно, сегодня прочно вошли в методику преподавания как литературы, так и русского языка красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Предлагаем разработки наиболее удачных и результативных уроков (Приложение) Цели урока:
Тип урока: комбинированный. Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группами учащихся, индивидуальная работа на ПК, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность. Оборудование:
Эпиграфы: Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на Земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех говорить будет – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». В.М. Шукшин … На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин. Михаил Осоргин Хороший план сегодня лучше безупречного завтра А.Блох План изучения темы.
ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель литературы: Уважаемые друзья! Мы встретились с вами в кабинете информатики, и сегодня на уроке будем изучать литературу с использованием компьютера. Учитель информатики: В этом вам будет помогать программа составления презентаций Power Point. И, конечно же, вам необходимо будет вспомнить основные операции работы с файлами – открыть, сохранить. II. Формирование новых знаний Учитель литературы: Ребята! Вспомните, какое направление и какие течения в литературе начала XX века вы знаете? (Символизм, акмеизм, футуризм). Учитель информатики: Материал по теме урока собран в одной папке. Ярлык папки вынесен на рабочий стол. В ходе урока вы можете пользоваться данным материалом. Учитель литературы: Обратитесь к компьютерам. Прочтите статью о новом течении, оформите записи в тетради. Словарь: Имажинизм – течение в литературе, близкое к футуризму. Имажинисты стремились к созданию образов, не связанных с реальностью. – Имажинизм – от англ., франц. – образ; возникло течение в первое послереволюционное десятилетие. Используя те же приёмы эпатажа, поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф и художники Борис Эрдман, Геогргий Якулов провозгласили «единственным несравненным методом выявление жизни через образ»
«Нам смешно, когда говорят о содержании искусства… Тема, содержание – это слепая кишка искусства – не должны выпирать из произведений…» («Декларация») Звучит в грамзаписи песня на стихи С.А.Есенина «Над окошком месяц» (муз. Пономаренко). Учитель на фоне затихающей мелодии читает наизусть фрагмент: «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел …» – доносится из приёмника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце… – А как же сложился этот путь? Как и под воздействием чего и кого формировался Есенин-поэт, Есенин-личность? Это должно прозвучать в ваших работах-презентациях, которые вы выполните самостоятельно. Учитель информатики: Работа буде проходить в 4-х группах. Вопросы и материалы, которые вам потребуются, можно найти в папке на рабочем столе, карточках-информаторах. Какие вопросы у вас возникают? – С чего начать создание презентации? 1. Планирование презентации Любое планирование включает в себя выяснение, что конкретно нужно донести до аудитории по этой теме, за какое время и в какой последовательности. Планирование своего выступления с этой презентацией – это начало, первый этап планирования презентации.
Необходимо помнить, что нельзя охватить все. Стройте презентацию только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или те, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). Старайтесь не включать ничего утомительного.
2. Постановка выступления Правильное выступление позволит результат сделать более понятным и интересным, более ярким и запоминающимся.
Те факты, которые зрители должны запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. 3. Используемые визуальные средства Визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%. При разработке и использовании нужно учитывать, что:
Кроме перечисленного, необходимо помнить и о воздействии, которое оказывают различные цвета на человека.
4. Защита проектов Испытание преследует следующие цели:
И помните, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением. III. Работа учащихся в группах на компьютерах по сбору материала и составлению сообщения-презентации (материал для работы отбирают из каталога, Интернета). 1 группа. Вопросы: Начало творческого пути, вступление в литературный мир. 2 группа. Вопросы: Война и революция в судьбе поэта. 3 группа. Вопросы: Поездки за границу и на Кавказ. Утверждение идеи Руси Советской, «Персидские мотивы». 4 группа. Вопросы: Последний год жизни поэта. IV. Защита проектов как результат работы учащихся на уроке Руководители групп по очереди в соответствие с планом презентуют свои проекты совместной работы. Примерное содержание презентаций 1) Духовные стихи, любовь к книге, стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, народные песни и чудесная природа с. Константинова положили начало формированию личности поэта и способствовали развитию его таланта. Он любил всё, что его окружало, и всех. Особенное чувство испытывал к матери, которой посвятил поэтический шедевр «Письмо к матери». 2) Встреча с А.Блоком, высокая оценка стихов («свежие, чистые, голосистые»), знакомство с С.Городецким, Н.Клюевым ввели поэта в литературный мир. Несмотря на то, что в начале творчества он подвержен кратковременно влиянию имажинизма, поэт выбирает свой путь. Об этом он заявляет в стихотворении «Пушкину»:
3) Война 1914 года, когда поэт оставляет армию, увидев в ней мировую бойню; революция, которую Есенин принял «с крестьянским уклоном» – социализм для крестьянина. Но когда мечты его не сбываются, когда он понял, что строится не тот социализм, о котором он мечтал («Тесно в нём живому»), он всё чаще говорит, что революция его ещё не пришла, что он совсем один. «Конь стальной, победил коня живого, – писал поэт – И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно». (поэма «Сорокауст» – служба по умершему, совершающаяся в церкви в течение 40 дней после смерти). 4) За границей он тосковал. «Молю Бога не умереть душой и любовью к моему искусству». Звучит песня на стихи С.Есенина «Заметался пожар голубой». Стихотворение «Неуютная жидкая лунность»:
5) В 1924-1926 годах поэт совершает поездку на Кавказ. Результатом стал лирический цикл стихов «Персидские мотивы». Эта мечта о покое, восхищение голубой и прекрасной страной Востока и грусть по рязанским просторам. Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» 6) Последний год жизни поэта очень тяжёл. Травля поэта, преувеличенные слухи о его скандалах. Он пишет великолепную поэму «Анна Снегина». За месяц до смерти пишет поэму «Чёрный человек», в ней чувствуется заметно влияние пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер» было совершено самоубийство или убийство – это вопрос открытый. Ему было только 30 лет. Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…» V. Подведение итогов урока Учитель литературы. Исходя из темы, вы сумели отобрать необходимый материал по характеристике литературного течения начала XX века и обзору жизненного и творческого пути поэта С.А.Есенина. Свои задачи мы выполнили. Учитель информатики. Вы сумели создать и защитить свои проекты согласно требованиям к оформлению презентации, о которых мы говорили в начале урока. Учитель литературы. Заканчиваем наш урок прослушиванием песни на стихи Есенина «Забава». VI. Домашнее задание На выбор:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |