Преподавание литературы Тема урока: "Край родной, навек любимый…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1925 Измайлова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы На уроке используем фотографии поэтов, выставку их книг, песни (в записи) на стихотворения местных поэтов. Цели: 1. Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов. 2. Анализируя содержание произведений, показать, как местные поэты посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ними. 3. Формировать у учащихся духовно – нравственные потребности. Эпиграф к уроку
Чем знаменито Клявлино?
Этими строками директора клявлинской типографии А.И.Куликова я начинаю урок знакомства с творчеством местных поэтов, посвященным родной стороне. - Клявлинский район дал стране далеко не последние в литературе и искусстве имена: на клявлинской земле родились братья Кочетковы. Виктор стал талантливым поэтом. Афанасий – известным актером прославленного Малого театра. В селе Борискино – Игар родились чувашские поэты А.Я.Каттай и Н.Ф.Евстафьев. Село Старое Семенкино - родина писателя В.А.Тимофеева. Популярная певица Надежда Кадышева родилась в селе Старый Маклауш. Это всем хорошо известные имена. Они прославили наш район, и мы по праву гордимся ими. Из урока в урок, изо дня в день мы изучаем творчество писателей и поэтов, порой не задумываясь о том, что рядом с нами жили и живут люди, посвятившие многие годы поэзии, но широко известными не стали. Сегодня мы обратимся именно к их творчеству. Пусть не все они родились в Клявлинском районе, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой этой благодатной земли, которую воспевают в своих стихотворениях. Сообщение учащегося: Василий Григорьевич Базарнов (Рисунок 1) родился в селе Петропавловка Клявлинского района 23 февраля 1922 года в семье крестьянина. Родная мать умерла рано, поэтому он рос при мачехе. Уже с раннего детства в нем проявляется огромная тяга и любовь к знаниям. Василий Григорьевич много читал, был всесторонне развитым человеком: играл на гитаре и мандолине, слагал стихи, басни. Получил неполное среднее образование, дальнейшее обучение продолжал самостоятельно, лишь потом, через двадцать с лишним лет, окончил Высшую партийную школу. Работал бухгалтером, затем служил в рядах Красной Армии. После войны работал на партийно-профсоюзной работе. Первые стихи появляются в 1942 году. До последней минуты жизни поэт любил свою малую родину, необозримые чарующие взгляд сельские просторы, людей, живущих рядом с ним. За несколько часов до смерти он пишет Клявлинский гимн. Музыку к гимну написал директор музыкальной школы Кондратьев А.М. (прослушивание гимна в записи в исполнении хора клявлинского районного дома культуры) Ученица читает стихотворение (тексты стихотворений имеются на столе у каждого ученика): “Все краски осени в лесу”
- Какое настроение выражает это стихотворение? Какова его поэтическая тема? - Какова цветовая палитра этой пейзажной зарисовки? - На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения? - Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор? - Каким размером написано стихотворение? Как строится строфа?(Стихотворение состоит из семи строф с перекрестной рифмовкой, написано четырехстопным ямбом, что придает живость, динамизм. За счет встречающихся в стопах пиррихиев выделяются важные в смысловом значении слова: “осени”, “дивную”, “празднично” и т.д.) - Какими словами обозначена идея стихотворения? (Последние две строчки.) Ученик читает стихотворение: Береза
- Какие чувства пробуждает у вас это произведение? (Боль за окружающий мир, укор в адрес людей, которые не берегут природу) - Какую проблему поднимает автор в этом стихотворении? (Сохранение окружающей среды, отношение человека к природе) - Поэта тревожит судьба родной природы. Какие выразительные средства и приемы помогают ему донести до нас свою печаль, скорбь? (Риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, аллитерация, инверсия) Слово учителя: Чувствуется мастерство поэта, умеющего не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам. Проникнув в мир поэтических образов, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество. Сообщение ученицы: Кондрашкин Анатолий Федорович (Рисунок 2) родился 3 сентября 1936 года в селе Съезжее Богатовского района Куйбышевской области. После окончания средней школы служил в рядах Советской Армии. С 1961 года живет в Клявлино. Долгое время проработал в депо “Бугульма” сначала в качестве помощника машиниста, затем – машинистом тепловоза. В 1991 году ушел на заслуженный отдых. Свои первые стихи начал писать еще в школьные годы. Впервые они появились на страницах местной газеты “Знамя Родины”. До сих пор продолжается это сотрудничество. Слово учителя: Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к родной природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем и в стихах клявлинских поэтов. Ученик читает стихотворение: Мы – клявлинцы
Слушаем заранее подготовленный ученицей анализ этого стихотворения. Ученик читает стихотворение: Мой снежный край
- Какова тема стихотворения? - В каком состоянии представлены мир и человек после бури? Какими выразительными средствами пользуется автор, чтобы выразить это состояние? - В чем тайна поразительно простых и ясных слов автора? (Родная природа, родной край вызывают в человеке чувство гордости.) - Какая мысль объединяет эти два стихотворения? Учащийся рассказывает биографию местного поэта и публициста, бывшего учителя Старобайтермишской школы Клявлинского района И.В.Никитина. (Рисунок 3) Никитин Иван Васильевич родился 5 февраля 1925 года в крестьянской семье в деревне Баклуши Екатериновского района Саратовской области. Рано лишившись родителей, воспитывался в детском доме в городе Хвалынске. Детский дом заменил ему семью. Здесь он окончил школу, потом ремесленное училище. Трудное полуголодное детство закалило характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. С ноября 1943 года и до конца войны служил в 1078 зенитно-артиллерийском полку в составе Третьего Прибалтийского фронта. Долгожданную победу встретил в Латвии. После войны проходил службу на Дальнем Востоке. Демобилизовался в марте 1950 года. Не имея нигде родственников, возвратился в ставший родным детский дом. Стал учиться в педагогическом училище и работать подменным воспитателем. Окончив педучилище, работал учителем русского языка в Такту-Купырском районе Кара-Калпакии. Женился на учительнице начальных классов из Исаклинского района Куйбышевской области. В 1957 году с женой приехали на ее родину в село Вечканово. Работа подвернулась в Клявлинском районе в школе села Старый Байтермиш. Работая в местной школе, Иван Васильевич окончил Ульяновский педагогический институт. И до выхода на заслуженный отдых посвятил себя служению детям. - Обратимся к стихотворениям И.В.Никитина. Ученица читает стихотворение: Байтермишские парни
- Какая проблема волнует автора этих строк?( Проблема распада деревень. Молодежь покидает родные края.) - Во что верит поэт? (Поэт верит, что село возродится.) - Что дает нам основание утверждать это? (Рассказ И.В.Никитина о своих бывших учениках настолько трогателен и наполнен гордостью за них, что у нас не возникает сомнения в том, что надежды автора оправдаются.) - Как характеризует деревенских ребят И.В.Никитин? ( Трудолюбивые, сердцем чувствующие связь с родными истоками.) - Как ритмо-мелодический строй способствует выражению настроения стиха? (Стихотворение не делится на строфы, а определяется единым, цельным строем длинных строк. Размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает протяженность стиха. Отсюда – плавная, величавая и в то же время взволнованная интонация.) Слово учителя: - Каждый человек должен задуматься над тем, для чего он живет и какие нравственные ценности оставит после себя.. Послушайте, как рассуждает об этом И.В.Никитин: Что оставлю я сыну. Что после смерти оставлю я сыну? Оставлю я душу ему без изъяна, Вот этот пруд, где поили скотину, А выше ее величаво и строго В оврагах кусты, в детский рост травостой, Легенды слагает под старою ивой. - Какие нравственные ценности провозглашает И.В.Никитин в своем стихотворении? Какие выразительные средства и приемы помогают ему в этом? (Лексический повтор слова “оставлю”, метафора “оставлю я душу”, эпитеты, олицетворения, инверсия.) Обращение к эпиграфу: - Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией местных поэтов, какой след оставила в вашем сердце?(Дети говорят, что жизнь этих людей оставила полновесный след на земле, творчество местных поэтов вдохновлено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.) В завершение урока звучит песня (в записи) на слова Базарнова В.Г., музыку Кондратьева А.М. (Приложение 2) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |