Преподавание литературы Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Саши Чёрного "Дневник фокса Микки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1403 Грабежная Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы Справка:
Цели урока:
Оборудование:
Задача урока: высветить личность и судьбу А.М. Гликберга – интересного человека, замечательного писателя, так ярко и драматично прожившего свою жизнь; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу. Девиз урока: “Учить литературу – скучное и бесполезное занятие”. Эпиграф к уроку: “Сегодня на балкон попал кусочек солнца: я на него улегся, а оно из-под меня ушло… Ах, Боже мой!” Форма проведения урока: групповая работа. Ход урока I. Слово учителя о теме, целях и задаче урока. II. Раздача карточек с заданиями (по группам). № 1 Найдите и выпишите вопросы с ответами из главы “Стихи, котята и блохи” (стр. 201-202) [1]. Например, “Какие первые в мире собачьи стихи?” Ответьте на вопросы: Какие у фокса мечты? Что он любит, а что ненавидит? № 2 Найдите и выпишите фразы-вопросы Микки, которые приходят ему на ум в результате размышлений. Например: “Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай?” (Ищите в главе “О Зине, о еде, о корове и т.п.” стр. 199-200.) №3 Как вы думаете, что означает сон Микки? Разбейте (разделите) его сон на части и выпишите их названия в таблицу. (стр. 203 “Мой сон”) № 4 Составьте таблицу “Мысли Микки”, выбрав их краткие формулировки из главы “Мои собачьи мысли” (стр. 203-204). Как вы думаете, это мысли умные или глупые? № 5 Составьте таблицу-вопросник “Отношение фокса Микки к осени и весне”. Впишите в таблицу самые остроумные вопросы Микки. (Глава “Осенний кавардак”, стр. 204-205) № 6 Проследите по главе “Я один” (стр. 206-207), чего было больше у Микки – огорчений или радостей? Составьте таблицу, выписав в нее кратко найденные фразы (слова). Что самое огорчительное для него? Почему вы так считаете? Выделите эту фразу в таблице. № 7 Найдите в главе “Переезд в Париж” (стр. 208-209) все фразы Микки, начинающиеся со слов “Если бы я…”. Составьте таблицу из 2-х частей с вопросами и ответами (что сделал бы Микки, “если бы…”). На какие темы написал бы Микки собачьи сценарии? № 8 Проследите по главе “На пляже” (стр. 210-212), как изменилась жизнь Микки и почему. Что он узнает нового? Выпишите его наблюдения. № 9 Из главы “В зоологическом саду” (стр. 212-214) выберите строчки, рассказывающие, какими увидел и как оценил Микки зверей. Какие “открытия” были сделаны фоксом? Кого бы он хотел увидеть в клетке с надписью? III. Сообщения учеников о жизни, творческом пути и личности писателя. Александр Михайлович Гликберг (1 октября 1880 г. – 1 августа 1932 г.) 27 ноября 1905 года – день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале “Зритель” под стихотворением “Чепуха”. 1911 годом датировано первое детское (для детей) стихотворение “Катер”. В 1912 году появился его первый рассказ для малышей “Красный камешек”. В 1913 году в Петербурге отдельными изданиями вышли стихи для детей:
В 1921 году в Данциге – сборник “Детский остров”. Все, знавшие лично Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы – легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какая-то притягательность детской души ко всему живому – прыгающему, порхающему, плавающему… Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, - Саша Ч. обязательно наклонится и… бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Ч. был к кошкам и собакам. Его стихи о лающих и мяукающих могли бы составить целую антологию. А кот Бэппо и пес Микки стали героями отдельных книг:
Литературный Микки имел в жизни реального “прототипа” - небольшую шуструю собачонку из породы гладкошерстных фокстерьеров, которую поэт завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный хозяину и умевший выделывать всякие “штучки”, песик был любимцем и поистине равноправным членом семьи <Рисунок 10>. “Дневник…” был отпечатан тиражом в 200 экземпляров, каждый из которых был подписан автором. Книга моментально разошлась. Произведение это облачено в традиционную дневниковую форму. Только записи ведутся от имени собачьего недоросля. Он великий озорник и фантазер, этот Микки, и к тому же мечтатель (даже стишки сочиняет). Правда, бывает он хвастлив и ворчлив. Однако о нем не скажешь, что он скучен. Главное в нем – его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям. Книга построена в виде монолога. Монолог – развернутое высказывание одного персонажа или повествователя. Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей. Не покажется ли изложение однообразным? Ни в коей мере. Секрет в доверительной интонации, в вовлечении читателей в игру – ту, что на детском языке называется “понарошку”. Разве не интересно узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие? В 1929 году “Дневник фокса Микки” был переиздан – на сей раз в уменьшенном формате, зато увеличенным тиражом <Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7.>. На обложке был изображен Микки собственной персоной <Рисунок 2> – портрет автора, выполненный с портретным сходством, в чем легко убедиться, обратившись к фотографическим снимкам. В отличие от хозяина, Микки, видимо, любил позировать и частенько попадал в объектив. На добродушной и словно улыбающейся мордочке как бы написано: “…И в каждом доме, где есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя – Микки”. Далее чтение стихотворения “На пне в тени узорной... ” (стр. 152). [1] IV. Самостоятельная работа учащихся в группах. V. Викторина по тексту произведения.
VI. Ответы по группам. (см. “Демонстрационный материал”) VII. Викторина “Короткий ответ: “да” или “нет”
VIII. Наблюдения за художественными особенностями текста. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают читателям с большим интересом следить за событиями повествования? Ответ: сравнения.
Домашнее задание: Найдите примеры других знакомых вам средств выразительности. IX. Комментарии учащихся к выставочному материалу урока: Каким вы представляете себе писателя? Совпадает ли ваше представление о герое повести с данными изображениями? Прокомментируйте свои рисунки к эпизодам повести. X. Итоги урока. Слово учителя о результатах работы. Впечатления учащихся. Какая фраза повести кажется вам самой яркой (красивой, юмористичной, удивительной…)? Какие фразы могли бы стать “крылатыми”? Домашнее задание: Проба пера. Придумайте историю о своем домашнем питомце. Демонстрационный материал Мудрые мысли фокса Микки
Мечты и желания фокса Микки
Фокс Микки спрашивает:
Фокс Микки о жизни и о себе
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |