Преподавание литературы Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 954 Терзиян Светлана Погосовна, учитель русского языка и литературы Каким должен быть современный урок? Конечно, разным. Это зависит и от цели урока, и от характера учителя, но одно бесспорно: на этом уроке ученик должен чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы свободно работала мысль, только тогда результат общего труда учителя и ученика будет успешным. Комфортно – это значит работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь выполнять все предложенные задания. Комфортно – это когда учитель видит в каждом ученике личность. Это возможно только в том случае, если на уроке создается атмосфера доброжелательности на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на первый план выступает необходимость продумывания такой формы урока, которая располагала бы к этому, и тогда можно добиться высокой мотивации действий учащихся, что является непременным условием достижения успехов в учебной деятельности. Подобную возможность нам предоставляют уроки-мастерские. Цели урока:
Урок проводится в форме урока-мастерской. Учащиеся сидят по группам, получают задания (либо одинаковые по содержанию карточки, но вопросы разные; либо вопрос один для всех, а карточки по содержанию разные). Урок рассчитан на 2 часа, учащиеся самостоятельны в выборе способа решения задачи. Учитель не вмешивается в ход урока. Его задача – подводить учащихся к необходимым выводам с помощью тщательно подготовленных и заранее выверенных заданий (при этом проблему, поставленную на уроке, можно решить несколькими путями), каждый ученик получает возможность высказаться, и мнение его надо уважать, однозначно правильных ответов может и не быть. В этой ситуации более важен сам процесс познания, нежели его результат. ХОД УРОКА Прослушивание музыкального фрагмента (например, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова). Учитель литературы: Какое настроение создаёт прослушанный фрагмент. Попробуйте отразить его в символическом рисунке (5 минут – рисование, затем рисунки вывешиваются на доске с помощью скотча, ребята подходят, рассматривают, затем желающие комментируют рисунки – 5 минут). Учитель права беседует с учащимися о природе конфликта, о причинах возникновения конфликта. Учащиеся также говорят о том, какие чувства испытывает человек в конфликтной ситуации. Учитель литературы: Конфликт возникает в результате соперничества людей, как вы все правильно утверждаете. И поражение, и победа в соперничестве вызывает сильные эмоциональные переживания. Иногда они толкают проигравших к ответным действиям – к мести, к желанию отплатить за обиду. Месть – явление сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций. Познакомьтесь с переложением на современный язык летописного сказания о мести княгини Ольги древлянам, убившим её мужа. (5 минут) (УМК «Вокруг тебя – мир…», книга для ученика, 6 класс, 1999 г., стр. 59) Вопросы для беседы (отвечают по очереди в каждой группе): – Какие чувства возникли у тебя во время чтения? Чтение отрывка из статьи историка С.М. Соловьёва (см. Приложение, карточка № 2). Вопрос учащимся: – А какую оценку этому событию даёт историк Соловьёв? Учитель говорит, что в древности существовал обычай кровной мести. – А как иначе можно было наказать обидчика или убийцу? (Учащиеся подводятся к мнению о необходимости правового регулирования конфликтов.) Учащимся даётся время для прочтения начала отрывка из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» (см. Приложение, карточка № 3). После прочтения каждая группа должна пересказать свою часть рассказа. – А что, по-вашему мнению, дальше сделает Мария? Выслушивается мнение каждого учащегося, а также его аргументы, почему он считает именно так. Чтение продолжения фрагмента (Приложение, карточка № 4). Задание: – Выразите рисунком (цветовой гаммой или формой) то настроение, то чувство, которое вы испытывали, когда читали этот отрывок. Ученики рисуют, прикрепляют рисунки к доске, и каждый объясняет, что он хотел выразить своим рисунком (10–15 минут). Учитель права: Вы уже сделали вывод о том, что месть – чувство, недостойное человека. Но вы видите, что оно присутствует даже в международных конфликтах. Где? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о терактах в разных странах и дают свою оценку этим конфликтам). Учитель литературы предлагает каждому написать мини-сочинение, в котором необходимо дать развёрнутый ответ на вопросы: – Приходилось ли тебе испытывать чувство мести? К кому? За что? Рефлексия: – Нужен ли был этот разговор? Библиография:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |