Преподавание литературы Урок-турнир по произведениям А.Вампилова "Старший сын" и "Утиная охота" в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1360 Фомина Таисия Николаевна, учитель русского языка и литературы Подготовительная работа: Класс заранее разделить на 2 команды, предложить придумать названия, выбрать капитана;
Ведущему подготовить карточки с вопросами, жетоны для болельщиков, 2 подноса с предметами и 2 салфетки, карты к конкурсу “Азартные игры”, протоколы для жюри, пригласить членов жюри, подготовить призы. Оформление:
Цель турнира – урока:
Вступление Ведущий: Сегодня мы проводим турнир- урок по произведениям А.Вампилова: “Старший сын” и “Утиная охота”. Участвуют две команды, капитаны этих команд (называет их фамилии), члены жюри (представляет их), и я, ведущий (называет себя). Болельщики, помните, что вы можете принести своей команде два дополнительных очка к итоговому результату в игре, если заработаете больше жетонов за свои ответы. Жюри имеет право во всех конкурсах добавлять команде от 0,5 до 1,2 балла за особенно понравившийся ответ, а также оштрафовать команды или болельщиков за подсказки, некорректное поведение и т.п. Команды, проводим жеребьевку, чьей команде первой начинать игру. Конкурс “Тесты” Капитаны получают напечатанные тесты. Команды пишут на листах с тестами своё название и подчеркивают правильный с их точки зрения, вариант ответа на каждый тест. Команды по очереди отвечают на каждый тест. Ответ дает любой игрок, который читает По окончании конкурса команды передают листы с подчеркнутыми ответами в жюри. Время обдумывания теста - 1 минута на вопрос. Максимальная оценка за все тесты равна их числу, умноженному на два. Жюри объявляет правильный вариант после каждого ответа. Ведущий в то время, когда команды готовят ответы на тесты, проводит конкурс болельщиков. Тесты За каждый правильный ответ - 2 балла. I. Кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов - отец Бусыгина?
II. Кто предложил отправить Зилову венок?
III. От чего Зилов чувствует себя одиноким?
IV. Сарафанов - это...
V. “Старший сын” - это по жанру
VI. Что больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
VII. Для Зилова характерно
Конкурс болельщиков
Толковый словарь (по творчеству А.Вампилова) 1. Пессимизм - мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, склонность во всем видеть дурное, неприятное. 2. Интеллигентность – образованность, культурность. 3. Цинизм - грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежительное отношение к нормам 4. Сакраментальный вопрос – 1) достойный поклонения, почитания; 5. Идеализм – 1) приверженность к высоким нравственным идеалам; Замечания к “Конкурсу болельщиков” Ведущий читает вопрос. За правильный ответ болельщик, поднявший руку первым, получает жетон. В конце игры болельщики считают жетоны. Так определяются 3 первых победителя в личном зачете. Затем болельщики каждой команды суммируют свои жетоны. Конкурс “Мир литературных вещей” Ведущий: Капитаны, подойдите ко мне и выберите поднос, на котором находятся “литературные вещи”, накрытые салфетками. Капитаны, выбрав поднос, снимают салфетки и по очереди показывают всем участникам турнира предметы, на своих подносах, называя их ... Команды обдумывают ответ и дают их по очереди: сначала одна, затем другая. Время обдумывания 3 минуты. Максимальная оценка конкурса по числу вещей. Ведущий в это время проводит конкурс болельщиков (те вопросы, на которые ещё не ответили в “Конкурсе болельщиков”.) Вещи I команды:
Вещи II команды:
Конкурс “Создаём литературный образ” Ведущий. Капитаны, подойдите ко мне, выберите конверты. Капитаны читают вслух задания, команды обдумывают задание 30 секунд. Максимальная оценка конкурса по числу заданий. Ведущий после каждого ответа объявляет правильный ответ. I. Кто скрывается за этим портретом? Первая команда: “Ему около 30 лет, он довольно крепкого сложения: в его походке, чертах, манере говорить мало свободы, приходящей от уверенности в своей физической полноценности”. (Зилов, “Утиная охота”) Вторая команда: “Ему около 30. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо”. (Кузаков, “Утиная охота”) II. Кто это говорит? Первая команда: “У людей толстых кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить”. (Бусыгин, “Старший сын”) Вторая команда: “Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере сил своих и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, оставалось после него. (Сарафанов, “Старший сын”) III. Чья это квартира? Первая команда: “Среди вещей и мебели старый диван и видавшее виды трюмо. Закрытое занавеской окно во двор. (Квартира Сарафанова). Вторая команда: “Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок. На первом плане тахта. У изголовья столик с телефоном”. (Квартира Зилова). Конкурс капитанов. Капитаны получают по два вопроса, обдумывают их 1 мин. и отвечают по очереди на один вопрос оба, затем на другой вопрос. Найдите и исправьте смысловую ошибку. 1 капитан: “Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота! Так, так, так... а здесь? 18 квадратов? Красота! Лоджия? Юг? Север? Красота! (Валерия. “Утиная охота” - неверно лоджия, нужно балкон.) 2 капитан: “У меня было звание майора, меня оставляли в армии. С грехом пополам я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это знаешь, плохо влияет на слух”. (Сарафанов “Старший сын”- неверно майор, нужно капитан). Вспомните и ответьте. 1 капитан: Какую песню поет один из героев “Старшего сына”? (“Ехали на тройке - не Догонишь” или “Когда фонарики качаются ночные” Сильва) 2 капитан: Что входило в предметы охотничьего снаряжения, подаренные Зилову? (Нож, патронташ. Несколько деревянных уток.) Конкурс “Домашнее задание” Задачи конкурса, его цель и условия сообщаются командам заранее, в период подготовки к турниру - уроку. Тема домашнего задания объявляется командам за две недели до турнира, само задание выполняется в классе или дома. Каждая команда читает письменную работу. Максимальная оценка 5 баллов. Задание: Письменно ответить на вопрос: “Так кто же Зилов такой - герой или ничтожество, палач или жертва?” Конкурс “Азартные игры” Ведущий. На столе лежат рубашкой вниз два ряда карт двух мастей (черви и пики) от туза до четверки, Достоинство каждой карты обозначает и “стоимость” вопроса. Ещё две карты “джокер” и “пустышка” лежат отдельно. Они разыгрываются после основных восьми карт. В моих руках такие же восемь карт. Я сдаю капитанам по очереди по одной карте. Какая карта выпала, под такой капитан и берет вопрос, напечатанный на карточке. После розыгрыша восьми карт капитаны сами выбирают оставшиеся две карты. С “джокером” поступают так: либо отвечают сами, либо передают сопернику (те не имеют права отказаться), “пустышка” избавляет от вопроса. Команды по очереди отвечают на вопросы. Время 30 секунд. Жюри оценивает ответы и сразу сообщает каждой команде, сколько баллов она получает или теряет. “Соль” конкурса заключается в том, что это единственное состязание, когда за правильный ответ команда получает баллы, а за неправильный - теряет. Причем число баллов, которые команда может потерять, обратно пропорционально сложности вопроса. За неправильный ответ, оценивающийся: в 5 баллов, команда теряет 1 балл, “Стоимость” “джокера” первоначально неизвестна. Когда известно, кто будет отвечать, объявляется число баллов за него. Кто называет Сарафанова “блаженным” (жена) - 2 балла. “Городская квартира в типовом доме. Мебель обыкновенная. В окно видны последний этаж и крыша типового дома.” Какой знак подал здесь нам автор, повторяя одну и ту же деталь? (это срез нашей жизни) – 2 балла. Завязка какой пьесы построена на разрыве между лозунгом “Человек человеку - брат” и обыденной жизнью? (“Старший сын”) – 3 балла. Заключение. Ведущий. Болельщики. Сколько баллов набрала ваша команда? Кто победил в личном зачёте? Жюри, подсчитайте очки и оцените игру команд в целом с учётом результатов болельщиков. Общий итог турнира объявляет председатель жюри. Ведущий награждает команду и болельщиков призами и благодарит за участие в турнире - уроке. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |