Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Слог. Ударные и безударные гласные"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2003 Аргунова Валентина Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы Цели:
ХОД УРОКА СЛОВАРНАЯ РАБОТА (минутки по развитию речи) Слова: почерк, подчеркнуть
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА 1. На доске предложения с пропущенными гласными: Л..б..п..тн..й сл..н..н..к спр..с..л. чт..ст.. кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..нк.. з.. н..с.
Вывод: Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. а) Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского “Упражнение по фонетике”. Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?
2. Наблюдение: Зажигаем свечу, подносим ко рту и произносим слово по слогам: апельсин. Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет. Вопрос:
а) Гласные – добрые “волшебники” для согласных, но сами они очень опасны. Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему? Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция – под ударением. Задание: записать слово современный - деление на слоги; - ударение. Вывод: Об ударном и безударном слоге и звуке. Вопрос:
б) Разделить на слоги и поставить ударение в следующих словах: сад, река, барабан, разговорчивость. - Сколько трудностей (ошибок) может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? Два? В слове из трех слогов? Из четырех? Из пяти? Из шести? в) Задание: на доске слова:
- что это за слова (однокоренные). - разбор по составу, - расставить ударения. Куда, на какие части слова падает ударение в однокоренных словах? (На корень, окончание, приставку, суффикс) Вывод: Ударение подвижное. Благодаря этому мы и можем проверять безударные гласные. (Повторяется правило о правописании безударных гласных №1) г) Словарный диктант с самопроверкой: Синтаксис, суффикс, приставка, диалог, предлог. Задание: - Расставить ударение. - Разделить на слоги. - На какие по счету слоги может падать ударение? Вывод: Ударение разноместное, что характерно для слов в русском языке. Во многих других языках оно постоянное, например, во французском языке ударение на последнем слоге (жюри, парашют, Виктор Гюго и др). 3. Словарный диктант с последующей самопроверкой по учебнику (стр.130): Досуг, предмет, километр, магазин. Вопрос:
4. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? А гласных звуков? Почему?
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Вопросы:
Задание: Подчеркнуть грамматические основы в частях предложений, начертить схему предложения, объяснить правописание безударных гласных в корне слов и в окончаниях существительных. ЗАДАНИЕ Найди и исправь речевые и орфоэпические ошибки, допущенные Неучем. Выпиши исправленные слова в конце стихотворения В.Масса. “Между прочим”
ОБОБЩЕНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на индивидуальных карточках: Пользуясь словарем, выпишите, расставив ударения, сначала слова с ударением на последнем слоге, затем – на первом слоге, а после – остальные. Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, компас, крапива, магазин, молодежь, ненависть, партер, портфель, предмет, процент, равенство, свекла, сирота, статуя, столяр. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |