Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок по литературе в 11-м классе по теме: "Библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок по литературе в 11-м классе по теме: "Библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 932

Любарец Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Проблема урока: Как отразились библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака?

Межпредметные связи: изобразительное искусство и литература, музыка и литература, история и литература.

Форма урока: семинарское занятие, один учебный час.

Цели и задачи урока.

1). Обучающие:

  • расширить знания учащихся по теме “Нравственное наследие христианства в русской литературе”.
  • продолжить знакомство с творчеством Б.Пастернака;
  • помочь ученикам понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Б.Пастернака.

2). Развивающие:

  • развитие логического и образного мышлений;
  • формирование навыков сопоставления и сравнения; умений выделять главное в материале, обобщать и формулировать выводы;
  • развитие креативных способностей.

3). Воспитательные:

  • формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников на основе нравственного наследия христианства.

Методы и приемы:

  • частично-поисковый; наглядный; словесный; практический; создание “ситуации успеха” (благодаря раздаточному материалу).

Оборудование.

  1. Раздаточный материал - ксерокопии стихотворений Б.Пастернака (по одному экземпляру стихотворения для каждой творческой группы); план урока (Приложение № 1, для каждого ученика) ; справочный материал (Приложение 2, для каждого ученика).
  2. Наглядный материал - портрет Б.Пастернака, презентация (Приложение 3), Библия, сборник стихотворений Б.Пастернака, роман “Доктор Живаго”, репродукции картин на библейские сюжеты, музыка Скрябина (этюд 12, прелюдия 5), записи на доске.

Подготовка к уроку.

Домашнее задание. Повторить материал о поэте и его творчестве по конспекту прошлого урока (жизнь и творчество; особенности поэтического стиля). Найти в словаре и записать в тетрадь толкование значений слов “Библия”, “Евангелие”. Вспомнить содержание трагедии Шекспира “Гамлет”. Прочитать монолог Гамлета “Быть или не быть…”. Прочитать стихотворение “Гефсиманский сад”, сравнить текст стихотворения с цитатой из Библии.

Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений “Рождественская звезда”, “Душа”, “Гамлет”.

Эпиграфы к уроку:

1. Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

(А. Ахматова)

2. Я не рожден, чтобы три раза Смотреть по-разному в глаза. 3. Человек в других людях и есть душа человека….

Б.Пастернак

Б.Пастернак

Ход урока

Слово учителя.

Тема нашего урока “Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака”.

Имя этого поэта вам уже известно. Вы познакомились с биографией и своеобразием поэтического мира Пастернака.

Вопросы и задания классу.

- Вспомните, пожалуйста, в какой семье родился Борис Пастернак?

- Какие три увлечения поэта, хотя и не стали делом его жизни, тем не менее “вошли в состав” его творчества?

- Пастернака называли “трудным поэтом”. С какими трудностями пришлось столкнуться вам во время чтения его стихотворений?

(- трудности со словарем: много непонятных слов;

- трудности с синтаксисом: необычная расстановка слов в строфе;

- богатство ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений).

Сегодня вы продолжите свое знакомство с творчеством этого поэта. Проблема урока, которую предстоит нам разрешить, заключается в том, чтобы вы смогли понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Пастернака.

Задание классу: - Прочтите толкования значений слов “Библия”, “Евангелие”, которые вы должны были выписать в тетрадь дома.

Библия сама по себе много значила для Пастернака. В “Охранной грамоте он писал: “Я понял, что, к примеру, Библия есть не только книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное”.

Чтобы вам легче было ориентироваться в материале урока, каждый из вас получил раздаточный материал (Приложения 1, Приложения 2), который вы сможете потом вложить или вклеить в свою тетрадь. Во-первых, это план урока, который включает в себя как материал урока, так и стихотворения, вынесенные в домашнее задание. Во-вторых, это само домашнее задание. В-третьих, это словарный материал к уроку, который вы будете использовать на уроке и при подготовке домашнего задания.

Задание классу: - Прочтите эпиграф урока – слова А. Ахматовой о Б. Пастернаке:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

Главной чертой характера Бориса Пастернака в детстве была впечатлительность. Ее отражением и следствием – отзывчивость. Окружающее было огромно и загадочно. Оно вызывало сострадание, требовало объяснений и ответных действий. Мальчик спрашивал. Ему отвечали. Не все ответы успокаивали с достаточностью. Непонятное рождало страхи и фантазии.

Борис Пастернак родился в известной еврейской семье. Его родители исповедовали Ветхий Завет. Но русская няня водила маленького Борю в церковь. Окропив его во имя Отца и Сына и Святого Духа, она уверила мальчика, что нет никаких препятствий к его участию в службе. Детская память жадно впитала в себя напевы и слова, безотчетно создавая глубокое чувство причастности. Далее это чувство развивалось и менялось по внешним, историческим, и собственным, душевным, причинам.

Тщательно таимое, остающееся предметом жажды, источником вдохновения, а не спокойной привычкой, это чувство никогда не оставляло поэта.

Говорят, воспоминания о детстве согревают человека всю жизнь. Возможно, именно детские воспоминания Пастернака легли в основу стихотворения “Рождественская звезда”, в котором дана поэтическая картина рождения младенца Иисуса, возвестившего о новой эре в истории человечества.

Ученик читает стихотворение “Рождественская звезда”.

По ходу урока мы с вами будем заполнять таблицу, которую вы закончите дома. Прежде, чем внести данные по этому стихотворению в таблицу, ответьте на вопросы:

  • Как называется стихотворение, которое вы услышали?
  • О каком библейском сюжете рассказывается в стихотворении?
  • О чем возвестила Рождественская звезда в стихотворении?

Заполним таблицу (демонстрация слайда - Приложение 3, либо таблица записывается на доске):

Название стихотворения Выводы
“Рождественская звезда” Поэтическое воплощение библейского сюжета о Рождестве Христовом. Образ Рождественской звезды, возвестившей о новой эре человечества.

Прежде чем прозвучит следующее стихотворение, я хочу, чтобы вы задумались о том, какие ассоциации вызывает у вас слово “душа” (записываются на доске).

Ученик читает стихотворение “Душа” (1956).

Задание классу:

Пользуясь словарным материалом, определите, каково значение слов “скудельница” (кладбище, общая могила), “погост” (сельское кладбище при церкви)

Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вам дается на выполнение задания … минут (время учитель оговаривает, исходя из особенностей класса). Во время вашей самостоятельной работы будет звучать музыка Скрябина (Этюд 12), любимого композитора Бориса Пастернака

Вопросы и задания группам (класс заранее разбивается на 4 творческие группы; каждая группа получает свою карточку-задание; время, необходимое на выполнение задания учитель определяет в зависимости от уровня подготовки класса; после истечения времени, определенного на выполнение задания, один из учеников каждой группы дает ответ на вопрос).

1) Какие ассоциации вызывает слово “душа” у поэта? Сравните их с ассоциациями, записанными на доске. Что обусловило такие ассоциации?

2) Что совершает душа в стихотворении, что с ней происходит?

3) Как вы понимаете выражение “погостный перегной”?

4) Как вы думаете, о каком “шкурном времени” идет речь?

Вопросы классу:

  • Образы жизни или смерти преобладают в стихотворении?
  • Верой во что проникнуто стихотворение?
  • Где обретают бессмертие те, кто дорог поэту?
  • Найдите слова из 3 главы 3 части романа “Доктор Живаго”, которые могли бы служить комментарием к данному стихотворению.

(“Человек в других людях и есть душа человека…”

Заполним таблицу (слайд – приложение 3):

“Душа” (1956) Несмотря на образы смерти, стихотворение проникнуто верой в жизнь, в бессмертие человеческого духа. Сам поэт и те, кому посвящает он свои стихи, обретают бессмертие в его душе, в его творчестве.

Задание классу. Прочитайте эпиграф-3.

Это слова героя романа “Доктор Живаго” о сущности бессмертия. В творчестве Пастернака нашли отражение, как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. “Смерти не будет”, - так звучит один из авторских вариантов названия романа, со стихотворениями из которого вы познакомитесь сегодня на уроке.

Сборник стихотворений Юрия Живаго, главного героя романа “Доктор Живаго” представляет собой заключительную главу романа. Стихотворения создавались Пастернаком в период с 1946 по 1953 год. Соотнесенность стихов с героем обусловлена особого рода автобиографичностью романа, заключающейся не столько в схожести жизненных путей автора и его героя, сколько в близости их мироощущений и убеждений. Академик Лихачев назвал роман “духовной автобиографией Пастернака”.

На уроке мы подробно остановимся на двух стихотворениях из этого сборника.

“Гамлет” - первое стихотворение в сборнике.

Ученик читает стихотворение.

Вопросы классу.

  • О чем вам говорит название стихотворения?
  • Что вы можете сказать о шекспировском Гамлете?
  • Какая идея трагедии Шекспира находит свое воплощение в стихотворении Пастернака?

(Стихотворение заставляет вспомнить трагедию Шекспира и ее главного героя – Гамлета, принца датского. Это самая трудная для истолкования из всех трагедий Шекспира. Гамлет узнает, что его отец умер не естественной смертью, а был предательски убит Клавдием, который затем женился на вдове покойного и унаследовал его престол. Гамлет клянется отдать всю жизнь делу мести за отца. Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше “и не снились”. С его глаз спадает пелена. Мир представляется ему “садом, проросшим сорняками”. Гамлет – мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом. Гамлет считает, что должен бороться с неправдой всего мира, должен стать защитником угнетенных. Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходит в свои размышления и погружается в глубину своего отчаяния. В этом заключается душевная трагедия Гамлета.

Идея жизни человека как служения нравственным идеалам находит свое воплощение в стихотворении Пастернака.).

Обратимся к самому стихотворению.

Вопросы и задания творческим группам. (Во время выполнения задания звучит этюд 12 Скрябина).

1. К кому может относиться обращение “Я люблю твой замысел упрямый”?

(К Создателю этого мира, в котором каждый должен пройти предначертанный ему свыше путь).

2. Какие слова помогают нам проникнуть в евангельский смысл стихотворения? (“Авва Отче, чашу эту мимо пронеси”)

После ответа на этот вопрос, учитель предлагает сравнить строки из стихотворения с цитатой из Библии: “И говорил: Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты” (Евангелие от Марка, гл.14, ст.36)

Вопрос классу: Как вы думаете, о какой чаше идет речь?

Комментарий учителя (после ответа учеников). Эти слова вошли в мировую культуру, как последнее искушение Христа, который знает, какие муки ему предстоят, и, заколебавшись на мгновение, просит Отца, чтобы тот отвел от него чашу страданий. Страдание есть неизбежный спутник человека. Для чего оно дается? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеческих отношениях, за дисгармонию с миром и само несовершенство мира. Страданиями очищается душа от греха. Иисус Христос из любви к людям принял со смирением страдания и смерть за грехи человеческие. Так возникает в стихотворении тема жизни как искупительной жертвы.

3. Найдите в словаре значение слова “фарисейство” в контексте стихотворения “Гамлет”. Как вы думаете, кого Пастернак называет “фарисеями”?

(После ответов на этот вопрос учитель приводит факт из жизни Пастернака).

Сам Пастернак старался всю свою непростую и нелегкую судьбу нести с достоинством, без жалоб и упреков на собственные невзгоды, помогая другим и заботясь о тех, кого он любил и уважал. Свое жизненное кредо поэт выразил в словах вынесенных в эпиграф-2: “Я не рожден, чтобы три раза смотреть по-разному в глаза”.

Вот, к примеру, один из фактов его биографии. Летом 1937 года Пастернак отказался поставить свою подпись под требованием расстрела Тухачевского и Якира. Его жена Зинаида Николаевна, которая ждала в это время ребенка, бросалась ему в ноги, умоляя подчиниться обстоятельствам. Но Пастернак был непреклонен. 15 июля вышла “Литературная газета”, где под письмом писательской общественности “Не дадим житья врагам Советского Союза” в числе других стояла и подпись Пастернака. Поэт немедленно поехал в издательство требовать печатного опровержения. “Мне никто не давал права решать вопросы жизни и смерти”, - говорил он.

4. Почему стихотворение заканчивается народной мудростью: “Жизнь прожить – не поле перейти”?

Комментарий учителя. Если соотнести смысл стихотворения с жизнью самого поэта, то создается впечатление, что сам поэт просит Бога о спасении своей души, так как быть “фарисеем” в политической драме своего времени не хочет!

Вопрос классу:

- Какой философский смысл приобретает стихотворение?

(Жизни человека, даже в самых немыслимых обстоятельствах, возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире).

Это стихотворение можно считать ключевым для всей книги. Проблематика стихотворения помогает осмыслить жизненный путь, как самого героя романа, так и его автора.

Вопрос классу: Как вы думаете, каков этот путь? (Это путь жертвенный, во имя нравственных идеалов, пройденный однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемый лучшими представителями человечества).

Заполним таблицу (слайд – Приложение 3):

“Гамлет” Тема жизни как искупительной жертвы. Истинный смысл жизни человека – быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире. Жизненный путь героя романа и его автора – путь жертвенный, во имя нравственных идеалов.

Завершает сборник лирики Юрия Живаго стихотворение “Гефсиманский сад”. Это стихотворение вы должны были прочитать дома самостоятельно и сравнить его с текстом Библии, Евангелие от Марка, гл.14, ст. 32-49.

Моление о Чаше лишь упоминается в этом стихотворении. Зато подробно и близко к первоисточнику излагается сам евангельский сюжет Гефсимании и предательства Иуды.

Вопросы и задания всему классу.

1. Каким предстает Христос в стихотворении? Подтвердите свое мнение строчками из стихотворения.

2.. Как вы думаете, почему “Гамлет” открывает, а это стихотворение замыкает книгу лирики Юрия Живаго?

3. В чем суть подвига Христа?

4. Как вы думаете, для кого может служить примером подвиг Христа?

Заполним таблицу (слайд – Приложение 3):

“Гефсиманский сад” Поэт подчеркивает человечность Христа. Именно поступок Христа человека, Сына Человеческого, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей, так как доказывает посильность подвига Христа для тех, кто намерен относится к жизни как к служению идеалам христианской нравственности.

Подведение итогов урока.

Все эти стихотворения открывают перед нами позицию поэта – в отношении к миру и времени.

Вопросы классу.

  • Какие идеи преобладают в стихотворениях, которые прозвучали сегодня на уроке?
  • Что было самым важным для Пастернака в жизни?
  • В чем поэт видит свое историческое предназначение?

Домашнее задание.

Стихотворения из п.6 “Плана урока” вы прочтете дома и попробуете осмыслить их содержание самостоятельно. Закончите таблицу. Задание на выбор: письменный анализ стихотворений “Гамлет” или “Зимняя ночь”.

Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением “Зимняя ночь”. На мой взгляд, это одно из красивейших стихотворений русской литературы о любви, вере, надежде.

(Учитель читает стихотворение. Звучит Прелюдия № 5 Скрябина)

Заключительное слово учителя.

Ребята, вы в этом году закончите школу. Начнется новая, большая жизнь. Я хочу вам пожелать, чтобы в ваших душах никогда не угасал огонек Веры, Надежды и Любви, несмотря ни на какие невзгоды, препятствия и неожиданности. И пусть никогда не покидает вас удивление перед чудом жизни, как не покидало оно Бориса Пастернака.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21