Преподавание русского языка
Урок по русскому языку "Проблемный и стилистический анализ текста"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1763
Олейникова Евгения Анатольевна, учитель русского языка и литературы Проблемный и стилистический анализ текста позволяет в первую очередь научить детей размышлять, высказывать своё мнение. Такую работу нужно начинать не с 9-10 года обучения, а гораздо раньше. Для воспитания сильной языковой личности в МОУ–гимназии №1 города Армавира введен в учебный план ряд новых дисциплин: «Риторика», «Культура письменного высказывания», «Лингвопоэтика», «Компьютерная публикация», «Если речь – профессия». Речевое развитие гимназистов осуществляется за счёт введения риторизации обучения, регионального компонента, систематизации работы над культурой письменного речевого высказывания. Посредством развития лингвориторической компетенции учащиеся получают знания из различных областей: экономика, правоведение, граждановедение и др. Основной дидактический материал, используемый для развития лингвориторической компетенции гимназистов: профессионально ориентированные тексты; тексты-образцы; учебно-речевые ситуации, включая диктофонные записи; работа для правки и редактирования; риторические задачи, включая видеозадачи; импровизационные задачи; риторический тренинг. Работа по формированию сильной языковой личности позволяет нам уже в 7 классе на уроке русского языка проводить проблемный и стилистический анализ текста. На таких уроках вполне логично использовать тексты для подготовки к ЕГЭ. Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором. Задачи урока: - Обучающие: актуализация прежних знаний о тексте, композиционных особенностях типов речи; формирование умения выполнять стилистический анализ текста, писать рецензию.
- Развивающие: развитие исследовательских и креативных навыков, способности к самоанализу.
- Воспитательные: развитие у учащихся чувства милосердия, душевных и духовных качеств, необходимых человеку в обществе; создание условий для повышения интереса учащихся к русскому языку, для развития навыков общения и совместной деятельности; воспитание любви к окружающему миру, природе.
Знать: | | Уметь: | композиционные особенности типов речи, стилевые особенности текста, языковые средства, тропы и фигуры речи. | | выполнять стилистический анализ текста, делать отбор языковых средств. | Словарная работа: Рецензия – разбор и оценка произведения (один из жанров сочинения-рассуждения). Задачи: - Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении;
- Рассказать о своих впечатлениях, но на основе элементарных познаний в теории языка и литературы.
Милосердие – готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Ход урока I. Вступительное слово учителя. II. Работа с текстом. (1) Выросла рябинка при дороге. (2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костёр на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягодка дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия. (8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала. (10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. (12) И она была по-своему права. (13) Ехал на машине усатый дядька. (14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно! (17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. (19) – Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. (20) Что ж, он был по-своему прав. (21) Под вечер шли туристы. (22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример… (26) Шёл в сумерках влюблённый. (27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) бездушные люди, не умеют беречь красоту! (29) На рябинке горелее одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) – Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется. (33) На другой день приехал хозяйственник. (34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку. (35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит. (38) И он по-своему был прав. (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет. – Обратимся к советам, как готовиться к выполнению задания С (т.е. к сочинению) в рамках ЕГЭ. - Ещё раз прочитайте текст.
- Вдумайтесь в его тему (о чём идёт речь?) и проблему (что об этом говорит автор?) В этом нам помогут задания А25, 26, 28.
III. Выполнение заданий к тексту. Задание 1. Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте? - Человек и природа.
- Ответственность каждого за свои поступки.
- Умение ценить красоту.
- Состояние окружающей среды.
Задание 2. Определите стиль и тип речи данного текста. - Художественный стиль; повествование.
- Разговорный стиль; повествование.
- Художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения.
- Разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием.
– Давайте определим жанр данного текста. (Это рассказ. Причём поучительный – притча, значит, это художественный стиль.) – Есть ли в тексте элементы разговорного стиля? (Да. При дороге, возьму-ка, дядька, для жинки, Зинка и др.) – Определите тип речи. (Повествование. Повествовать – рассказывать о том, что происходило и в какой последовательности.) – Описание встречается в тексте? (Да. Описание рябинки.) Находим описание в тексте, зачитываем. – А рассуждение? (Да. В каждом диалоге, предложения № 10, 19, 22, 27, 31.) – Назовите цель и особенности художественного стиля. Цель: | | Особенности: | воздействие на читателя с помощью созданных образов. | | образность, выразительность, эмоциональность. | – Образность, эмоциональность и выразительность достигаются при помощи тропов. (Учащиеся находят тропы, обращаясь к заданию 3.) Задание 3. Какие средства выразительности не используются в тексте? (см. Приложение) - Оценочная лексика, экспрессивные разговорные слова и выражения.
- Обратный (сказовый) порядок слов.
- Эпитет, сравнение, олицетворение.
- Гипербола.
Учащиеся заполняют бланк ответов. IV. Проблемный анализ текста. - Построение концепта «Рябина» (ассоциации учащихся к слову «рябина»).
- Образ рябинки в тексте.
- Почему «рябинки тоже нет»?
(Потому что в этой истории все правы, каждый по-своему, виноватых нет). V. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором. Совет учителя: В сочинении-рассуждении публицистического стиля полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи; обращения, повторы, пословицы и поговорки. Вариант сочинения-рассуждения. Услышала притчу о рябинке. Какая знакомая картина... Кажется это о нас, не научившихся восхищаться красотой, не научившихся ценить и беречь её, а поступать по законам своей правды. Посмотрите! Перед нами живое существо: «гроздья смеялись навстречу солнцу», «ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья». Мастерски с помощью олицетворения и эпитетов, сравнения и метафор создан образ рябинки: она «угловатая и милая, долговязая, как подросток» (это сравнение мне понравилось особенно). А нам надо сорвать веточку. Для чего? Для сиюминутной радости? Ведь казалось, что начинается чудесная сказка: «Выросла рябинка при дороге…». Но недолго та сказка длилась. К сожалению, проходившие люди были равнодушны к сотворенному природой чуду: «Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится». Обидно за рябинку, обидно за вырубленную рощу, за уничтоженный пожаром от сигареты лес. К чему придёт человечество, если мы не научимся беречь природу?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|