Преподавание литературы Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему: "Где же ваша Синяя птица?" (по феерии М. Метерлинка "Синяя птица")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1861 Велюханова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Характер педагогического процесса: урок-обобщение по феерии М. Метерлинка “Синяя птица”. Область деятельности: интеллектуальная. Методика: личностно-ориентированная технология. Дидактические цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Домашнее задание: стр150–151 Оформление доски: “Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь. Александр Блок. ХОД УРОКА I. Психологический настрой на урок Учитель: Повернулись друг к другу лицом, образуя пару. Руки держим перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяем: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы? (Готовы к сотрудничеству, к активной работе!) – Сегодня я не ставлю оценок . У нас будет очень интересный , на мой взгляд, урок. У каждого из вас на столе листок, и вы в конце урока в двух-трёх словах выразите свои ощущения и поставите оценку мне, себе и Его Величеству уроку! Задание для вас знакомое. II. Основной этап – Итак, мы начинаем последний урок по творчеству Метерлинка. Напомните, пожалуйста, с каким произведением Мориса Метерлинка мы познакомились на уроках? (Пьеса-сказка “Синяя птица”) – Сказка прочитана до конца, и у вас возникли друг к другу и ко мне, конечно, вопросы по содержанию феерии. Предлагаю 1. Блиц-опрос (короткий вопрос – короткий ответ по произведению, биографии Метерлинка. 5–7 минут) – Кто желает принять участие? – Последний вопрос мой: Нашли ли дети Синюю птицу? Ответы детей. – Дети не нашли Синей птицы ни в Стране Воспоминаний. (Почему она почернела?), ни во Дворце Ночи (Почему птицы умерли?), ни в лесу (Птицу не поймали). Не нашли её и в Садах Тучных Блаженств. (Она несъедобна, она никогда не подавалась) – А чем же занимались герои в этих садах, и почему дети так поспешно их покинули, а Тильтиль при этом сказал: – Какие же они уроды! 2. Работа с текстом (стр. 130–131) Дети дают ответы, подтверждая их отрывками из учебника. – Они вредны, они расслабляют волю. – С Тучными Блаженствами приходят несчастья. Учитель: К чему должен стремиться человек, по-вашему? Какой немой вопрос задаёт автор? Вывод первый: Человек стремится тому, что незыблемо – к Домашним Блаженствам, тем, о существовании которых человек порою не задумывается. 3. Выборочное чтение (стр.134–135) Блаженства: – любить родителей, 4. Дыхательная гимнастика – Закройте глаза. Вообразим запахи. Слабый задумчивый ветерок наполняет комнату запахом влажной земли, зелени, полевых цветов, трав. Вдохните его глубоко. Задержите дыхание. Выдохните. Ещё раз глубокий вдох, задержка дыхания и выдох. – Сравним с тем, что у меня выписано на доске (дети сравнивают) А рядом с Домашними Блаженствами живут (?) Великие Радости (дети перечисляют их). Радость:
– Вообразим прикосновение Материнской любви. Тёплые мамины руки ранним утром будят вас, вы встаёте с постели, потягиваетесь (встают) 5. Физкультминутка
– К чему призывает нас писатель, говоря о Великих Радостях? Вывод второй: Надо жить не тем, что приходящее, а тем, что вечно и прекрасно. Учитель: Итак, не нашли дети Синей птицы в Садах Блаженств, и в Царстве будущего, где она должна быть. Почему? “Синей она будет непременно – здесь всё такое синее!” (стр.140) – И, действительно, Душа Света вынесла оттуда Птицу под покрывалом, но эта птица, по словам Тильтиля, стала (?) … красной… – Душа Света приходит к выводу: “Синяя Птица, по-видимому, или Вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку” – В чём заключается смысл слов, сказанных Душой Света? Вывод третий: Синяя птица – символ счастья. Значит, счастья, видимо, или вовсе нет, или оно неуловимо. – И вдруг оказывается, что Синяя птица давно сидит в клетке, в комнате Тильтиль и Митиль. Это – горлица. Объясните этот символ. (Прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может оно где-то рядом, а ты его не видишь.) – Так, может быть, поиск Синей Птицы был напрасен? (Нет. Герои Метерлинка обрели многое. Они поняли, что значат для человека родители, как прекрасна мама, какое счастье – быть добрым.) – Значит, в определённом смысле дети нашли счастье, они увидели, что радость вовсе не в пирожных, которые едят богатые дети на Рождество, а в том, что в их доме не хуже. И на данный момент они обрели счастье. Учитель: Мориса Метерлинка называли Великим пессимистом, я тоже пессимист, и утверждаю: “Счастье не удержишь в руках, нечего и пытаться. Ну нет его!” А вы утверждаете, что счастье есть! Вы – оптимисты! Докажите, убедите меня и всех тех, кто так не считает. III. Творческая работа Выбор заданий по желанию.
Работа в течении5–7 минут. IV. Защита творческих работ V. Итоги урока Учитель: О чём же пьеса-сказка Мориса Метерлинка “Синяя птица”? (Эта пьеса-сказка о поиске счастья. Автор показал, что надежда, мечта, счастье для человека в бесконечности познания жизни. “ “Синяя птица”– это ритм , имя которому Жизнь.” – сказал Александр Блок. И каждое новое поколение будет вновь и вновь мучительно искать и открывать для себя что-то новое, ещё непознанное.) – А сегодня я счастлива, потому что счастье сейчас заключено в словах “вы меня понимали, и я вас тоже понимала” А через десять минут? А через сутки? Это будет уже другое счастье. VI. Рефлексия – Оцените теперь свою работу, работу учителя и весь урок. Зачитываются оценки. – Благодарю вас за урок! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |