Преподавание литературы Система индивидуальных, групповых и творческих заданий по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 878 Андоскина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цель предлагаемой системы заданий: опираясь на теорию М.М.Бахтина о своеобразии взаимоотношений автора и героя в произведениях Ф.М.Достоевского и опыт преподавания романа “Преступление и наказание” в школе, предложить свою систему работы над образом главного героя романа Родиона Раскольникова. Предлагаемый нами вариант анализа образа Родиона Раскольникова при изучении “Преступления и наказания” в школе сложился следующим образом: Занятие 1. Петербург Достоевского Занятие 2. Разочарование и чувство потрясённой справедливости Занятие 3. Бунт Родиона Раскольникова Занятие 4. Двойники и антиподы Родиона Раскольникова Цель 1 занятия: подготовить восприятие романа “Преступление и наказание” и образа Родиона Раскольникова, помочь учащимся увидеть за судьбами людей, “униженных и оскорблённых бесконечной нищетой”, образ мира, “в котором человеку некуда пойти”, показать ту сложнейшую социальную атмосферу вокруг героя, которая, по словам М.М.Бахтина, заставляет Раскольникова раскрываться и уясняться для самого себя и других в диалоге с самим собой и другими. Для оформления урока можно использовать иллюстрации И.Творожникова “Петербургские типы” (“Дворник”, “Питейный дом”, “Шарманщик”), М.Добужинского “Петербург. Трактир”, “Петербург. На набережной канала”, Д.Шмаринова “Доходный дом”, литографию “Петербург. Сенная площадь”. Можно воспользоваться мультимедиапроектором. Рассматривание иллюстраций и их оценка становятся своеобразным способом выявления и концентрации читательского восприятия на конкретно-наглядной основе. Занятие организовано как коллективная работа над созданием литературной композиции. Группы учащихся получают домашнее задание: перечитать отдельные страницы произведений Ф.М.Достоевского. 1 группа - роман “Униженные и оскорблённые, 2 группа - “Бедные люди”, 3 группа – “Преступление и наказание”. На уроке учащиеся продолжают по отбору и подготовке текстов для композиции, составляют к выбранным отрывкам свой комментарий. Вторая часть занятия – исполнение композиции. Она состоит из 2-х частей, одна из которых воссоздаёт образ мира, “в котором человеку некуда пойти”, а другая часть должна ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Для исполнения композиции класс делится на четыре группы: 1 группа - “Громады стройные теснятся дворцов и башен” (А.С.Пушкин) 2 группа - “Город контрастов” 3 группа - “Здесь живут люди” (описание каморок) 4 группа – “И пусть горят светло огни его палат, Пусть слышны в них веселья звуки – Обман, один обман! Они не заглушат безумно страшных стонов муки” (А.Григорьев “Город”) В качестве закрепления учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Домашнее задание: общее – подготовить художественный пересказ “Униженные и оскорблённые бесконечной нищетой” (по роману “Преступление и наказание”. Для выполнения следующего задания класс делится на две группы. Первая группа должна перечитать сон Раскольникова и ответить на следующие вопросы: Какой интонацией вписан сон в стилистику главы?
Вторая часть класса получает задание перечитать письмо матери Родиона и ответить на следующие вопросы:
Один из учащихся получает индивидуальное задание “Реконструкция прошлого Раскольникова” Второе занятие имеет целью дальнейшую работу по воссозданию той сложной социальной атмосферы, которая окружает героя. Мы видим Раскольникова до преступления. Обращаем внимание учащихся на то, что монологическое слово Раскольникова поражает своим напряжённым диалогизмом и “живою личною обращённостью ко всему тому, о чём думает и говорит” (М.Бахтин). Занятие начинается с обсуждения домашнего задания. Далее учитель обращает внимание учащихся на реакцию Родиона на послание матери. Обращается внимание на характер внутреннего монолога Раскольникова:
Учитель в завершении анализа особенностей внутренней речи героя Достоевского предлагает ответить на вопрос: к какому решению привели Родиона его рассуждения? (Письмо матери поставило Раскольникова на роковую черту: или смириться с участью своих родных и перед законом, действующим в мире, или попытаться что-то сделать, для своих близких.) Раскольников решился действовать, но страшный сон, увиденный накануне преступления, убеждает его в своей непригодности к совершению преступления. Вопросы к анализу сна приведены в домашнем задании к предыдущему уроку. Домашнее задание: собрать материал о тории Раскольникова, подготовить для выразительного чтения сцены трёх встреч Родиона со следователем. Индивидуальные задания: устные сообщения 1) Преступление Раскольникова в оценке Писарева, 2)Преступление Раскольникова в оценке современного литературоведения. Занятие 3 “Бунт Раскольникова” учитель может организовать по собственному усмотрению, вариантов в методической литературе представлено множество. Думается, что не составит труда организовать и урок по теме “Двойники и антиподы Раскольникова”. Мы же предлагаем на этом занятии сопоставить героя повести А.С.Пушкина “Пиковая дама” Германна и Родиона Раскольникова. Общее задание классу должно быть опережающим. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Прочитать повесть А.С.Пушкина “Пиковая дама”. Сходство “Преступления и наказания” с этой повестью замечено давно. При сопоставлении двух произведений учащиеся расширяют своё представление о творчестве Пушкина, иными глазами смотрят на роман Достоевского, рассматривают основную гуманистическую идею “Преступления и наказания” в контексте общефилософской концепции “оправданности – неоправданности средств целью”. 2. Задания по группам:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |