Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок по теме "История в поэзии"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок по теме "История в поэзии"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 749

Афанасьева Елена Николаевна, учитель истории и обществоведения
Цели.

Образовательные:

  • познакомить с лучшими произведениями средневековой литературы:
  • “Песнь о Роланде”, “Песнь о нибелунгах”, “Баллада о Робине Гуде”;
  • повторить изученный материал по раннему Средневековью: о гуннах, о франках, о народах Северной Европы;

Развивающие:

  • продолжить работу над формированием пространственно-временных представлений,
  • совершенствовать навыки работы с исторической картой, учебником, учебной картиной;
  • развивать сравнительные и аналитические способности при знакомстве с литературными источниками;
  • развивать внимание, память, творческие способности учащихся, умение работать в команде, совершенствовать монологическую речь.

Воспитательные:

  • уважение к труду, творчеству,
  • развитие толерантности и понимания ценности каждой человеческой личности,
  • интерес к истории человечества.

Оборудование:

  • тексты произведений,
  • немые карты – заготовки для выполнения заданий,
  • настенные карты: “Европа в IV–VI вв.”, “Государство у франков”, “Арабские завоевания”, “Крестовые походы”.

Организация.

  1. Класс делится на три команды, каждая из которых должна прочитать по одному произведению.
  2. Команда выбирает капитана, который имеет право ставить свои оценки участникам.
  3. Представитель команды готовит отрывок наизусть из произведения.

Форма занятия: Интеллектуальная игра.

Приложение

Ход игры

1. Конкурс средневековых хронографов

Задание: на доске написать даты по истории франков, Северной Европы, арабов. (Страну выбирают капитаны путём жеребьёвки.) См. Приложение 1.

2. Знакомство с сюжетом поэмы.

Задание: кратко изложить сюжетную линию произведения и ответить на вопросы.

“Песнь о нибелунгах”

1. Как назывался меч Зигфрида и зачем он обнажил его и сразился с саксами и датчанами? (Бальмунг – меч нибелунгов обагрился вражеской кровью для того, чтобы помочь бургундскому королю Гунтеру и получить разрешение увидеть его сестру красавицу Кримхильду.)

2. Как удалось бургундскому королю Гунтеру взять в жёны королеву Исландии Брюнхильду? (Он, благодаря Зигфриду, выполнил условия королевы – победил её в метании копья и камня.)

3. Каким образом удалось убить неуязвимого Зигфрида? (Кримхильда, его жена, выдала уязвимое место своего мужа обманувшему её заговорщику Хагену).

4. Почему Кримхильда принимает предложение короля гуннов Этцеля выйти за него замуж? (С надеждой, что это даст ей возможность отомстить убийцам Зигфрида.)

5. Что мы знаем о гуннах? (Гунны – кочевой азиатский народ, в эпоху Великого переселения народов переместился в Европу. В 4 в. н.э., и подчинил себе большое количество народов. Наибольшего расцвета достиг при Аттиле. Продвижение гуннов на Запад было остановлено сражением на Каталаунских полях в 451 г. После смерти Аттилы (453 г.) союз племён распался).

6. Чем заканчивается произведение? ( Все погибли, в том числе и сама Кримхильда.)

7. В песне Кримхильда – христианка, была ли она таковой на самом деле? (Нет, т.к. она не умела прощать, и не выполняла главных заповедей: не убий, возлюби врага своего и др.)

“Песнь о Роланде”

1. Что мы знаем о Роланде? Кто он? (Роланд – рыцарь, граф, любимый племянник короля Карла. Он очень смел, храбр и воинственен, поэтому предатель Ганелон называет его правой рукой императора.)

2. Кто такие мавры? Что вы о них знаете? (Маврами европейцы называли арабов, захвативших Пиренейский полуостров в VIII веке).

3. В чём состоит предательство и кто предатель? (Предатель Ганелон – старый и опытный воин, посол, отчим Роланда. Он не хочет ехать на переговоры в Сарагосу к Марсилию – королю мавров, т.к. боится. Ганелон обещает отомстить Роланду зато, что именно он предложил его кандидатуру королю в качестве посла. Поэтому, прибыв в Сарагосу, Ганелон ведёт переговоры так, что предлагает напасть на отряд Роланда, который будет прикрывать отход короля Карла во Францию.)

4. Почему Карл уходит из Испании, неужели он проиграл маврам войну? (Нет, он успешно вёл боевые действия.

Занял Кордову “башни снёс”,
Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской,
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки…

Теперь же он желает захватить Сарагосу. Но Марсилий-нехристь, который ею правит, посылает послов к Карлу с дарами и предложением откупиться. Карл предложение принимает.)

5. Как называл свой меч Роланд и почему этому оружию оказывался особый почет? (Дюрандаль. Хорошее оружие ценилось воинами, им посвящали в рыцари, на нём клялись, его передавали по наследству. С этим мечом Роланд принимает последний бой и с ним прощается как с живым.)

6. Кто такой Оливье? В чём он упрекает Роланда? (Оливье – друг Роланда, его соратник, побратим, такой же сильный и храбрый герой, но более благоразумный, т.к. считает, что нужно протрубить о помощи.

Спросил Роланд: “Чем вы так недовольны?”
А тот ответил: “Вы всему виною.
Быть смелым мало – быть разумным должно,
И лучше меру знать, чем сумасбродить.
Французов погубила Ваша гордость.
Мы королю уж не послужим больше”

7. Чем заканчивается поэма? (Оливье убит, как и другие французы из отряда Роланда. Марсилий бежит с поля боя, потеряв руку. Мавры бегут, услышав приближение войск Карла. Последним умирает Роланд. Приезжает Карл и преследует мавров. Происходит битва французов с эмиром. Повержена Сарагоса. Карл возвращается в Ахен. Предатель Ганелон казнен вместе с 30 родственниками.)

8. Что мы знаем о Карле из истории? (Карл Великий – король с 768 г. до 814 г. В 800 г. – создал империю, которую в 843 г. разделят его внуки. Карл много воевал, подчинил себе соседние народы, а также покровительствовал церкви, наукам, искусству. Эпоху его правления историки называют “Каролингское Возрождение”)

“Баллада о Робине Гуде”

1. Кем по происхождению был Робин Гуд? Где он родился? (Родился – в Ноттингемском графстве, возле Локсли. Отцом его был молодой йомен (крестьянин) Вилли – сакс.)

2. Перечислите его врагов. (Враги: нормандские рыцари и короли, королевские лесничие, шерифы, стражники, судьи, монахи, доносчики, ростовщики…Ноттингемский шериф, Гай Гисборн – Кровавый меч, владелец замка Биркенар.)

3. Кого вы знаете из друзей Робин Гуда – вольных стрелков? (Маленький Джон – силач высоченного роста, отец Тук – беглый монах, Мельник Муч, Скейслок – стриженный хохол, Алан из долины, Гильберт Белорукий – сын Ричарда Ли …)

4. Какое стадо продал шерифу Робин Гуд за кошель серебра и зачем? (Стадо лесных оленей, для того, чтобы в период отсутствия шерифа в городе освободить своих товарищей из тюрьмы.)

5. Какому рыцарю помогал Робин Гуд и почему? (Ричарду Ли – владельцу Вирисдельского замка, потому что аббат монастыря Св. Марии в г. Йорке хотел несправедливо присвоить себе его замок.)

6. Какому королю решил служить Робин Гуд? Каким этот король изображен в поэме? (Королю Ричарду Львиное сердце – справедливому, мудрому и заботящемуся о государстве и его людях.)

7. Что мы знаем об этом короле из истории? (Ричарду Львиное сердце – английский король с 1189 по 1199. Большую часть жизни провёл вне Англии. Во время Третьего крестового похода в 1189 – 1192 гг. захватил о. Кипр и крепость Акру в Палестине. Убит во время войны с Францией. Его родители: Генрих II Плантагенет и Элеонора Аквитанская, его брат – Иоанн Безземельный.)

3. Историческая картография

Задание: выполнить задания, предложенные на контурной карте и показать на большой карте у доски. (Приложение 2)

4. Лучшие чтецы

Задание: прочитать с выражением отрывки из произведений. (Приложение 3).

5. Подведение итогов урока

Выставление оценок учащимся с учётом мнения команды, учителя и жюри.

Определения команды-победительницы.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21