Преподавание литературы Групповая исследовательская работа на уроках литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1380 Шалаева Елена Львовна, учитель русского языка и литературы Исследовательская работа учащихся на уроках литературы помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст художественного произведения и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение. Поисковая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа, глубже понимать авторскую позицию и замысел. Исследовательская работа на уроках литературы - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнется поисковая и исследовательская литературная работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения ее, формировать свою точку зрения в оценке художественного произведения, выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации. Можно предложить учащимся 2 вида литературных исследований на уроках: 1) аналитическое групповое исследование, цель которого - глубже, полнее понять идейно-тематическое содержание произведения и “увидеть” мастерство писателя, проникнув в его творческую систему. К этому виду можно отнести комментированное аналитическое чтение, проблемную творческую работу по тексту, групповую исследовательскую работу, 2) описательно-оценочное исследование, предполагающее переработку и усвоение уже имеющейся научной информации, аргументированную оценку ее и формирование собственного суждения. К этому виду можно отнести написание литературного реферата и составление аналитической таблицы по литературе. Хочу остановиться на групповой исследовательской работе учащихся 10 класса. Урок-групповое исследование начинается с формулировки общей темы и определения учителем конкретных объектов (предметов) исследования. После этого учащиеся распределяются на группы соответственно количеству обозначенных предметов исследования и работают в течение 20-40 минут, соблюдая заданную в общем плане этапность работы. Распределение на группы может производиться по желанию учащихся или по рекомендации учителя (исходя из уровня подготовленности класса и дидактических целей). Для того чтобы исследовательская работа в группе проводилась интенсивно и качественно, можно подготовить по каждому объекту исследования опорные карточки-задания, в которых указываются главы и фрагменты произведения, необходимые для выполнения работы, ключевые вопросы и уточняющие задания учителя. По окончании времени исследовательской работы выбранный группой представитель (спикер) докладывает о ходе и результатах исследования, подводит итоги и предлагает другим группам запись вывода, сделанного группой. Учитель или представители других групп могут задать выступающему интересующие их вопросы. В конце урока (в течение 7-10 минут) учителем проводится комментированная оценка работы каждой группы и выставляется отметка. Таким образом, по окончании работы оцениваются все учащиеся класса. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить творческую работу (сочинение-миниатюру по заданному началу или заданному концу), связанную с проблемой, над которой ребята работали на уроке-исследовании. Предлагаю вашему вниманию урок - групповое исследование на тему “Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс). Цели урока: помочь учащимся понять мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне); формировать художественный вкус, художественно-творческую активность; развивать творческие способности, логическое мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию Задачи: 1) отрабатывать навык сопоставительного анализа стихотворений; Тип урока: групповое исследование Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), наглядные, практические (анализ стихотворения) Оборудование: портрет поэта, иллюстрации (картины природы), сборники стихов (выставка), карточки-задания, музыкальное сопровождение (произведения Баха, Моцарта, Шумана, Грига др.), рисунки учащихся ХОД УРОКА I. Организационный этап. II. Положительная мотивация. (Звучит “Ave Maria”) Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по слову Бога: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева: Бытие 1:1-13). Издавна философская мысль бьется над вопросом: что есть мир, и каково место человека в нем. III. Выступление ученика. Сообщение об объективных и субъективных философских воззрениях на мир и место человека в нем. Вопрос к нему и к учащимся: “Какая философская концепция (объективистская или субъективистская) ближе вашему восприятию?” Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева. Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Давайте, основываясь на философских воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека. IV. Закрепление. Практическая работа. Учащимся дается задание, обсудив в группах, сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения предварительно прочитаны дома. Для звукового оформления стихотворения учащимся, занимающимся в музыкальной школе, дается задание подобрать созвучное стихотворению музыкальное произведение.) Во время подготовки учащихся звучит музыка под шум морского прибоя. Групповые заданияА) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).
Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в “сон”; зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой. Б) Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества. “Тени сизые смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).
Вывод. Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению гармонии. Исследователи творчества Тютчева приходят к различным выводам: одни видят эволюцию Тютчева как обретение веры и гармонии (Аксаков), другие говорят об углублении трагизма его мировосприятия (Козырев, Авраменко). В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза” (1828 и 1854).
Г) Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (1865).
Вывод. Поэзия Тютчева основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики, философская идея поиска гармонии с миром. Много общего и в поэтической технике (преобладание двусложных размеров, лаконизм и емкость поэтических средств, олицетворения, звукопись, прием повтора). Но Тютчев – поэт уже другой эпохи. Для него характерно космическое видение жизни, герой, стремясь к гармонии с природой, ощущает свою ничтожность в мире. По сути, это начало русского символизма. Пушкин – поэт дня, Тютчев – ночи; Пушкин – поэт очевидности, Тютчев – тайны. Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо и звезды” (1831) и Тютчева “Душа хотела б быть звездой” (1836).
Вывод. Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое “я”, противопоставленное миру, сливаются с желанием гармонии с миром природы. В стихотворениях Лермонтова и Тютчева встречается прием контраста. У Лермонтова он подчеркивает противопоставленность лирического героя миру, у Тютчева – отражает “двойное бытие”, на пороге которого бьется душа лирического героя. В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований, ребята из других групп могут иллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева; затем представить свои работы, сопроводив их комментарием (к какому стихотворению нарисована иллюстрация, какую идею хотел выразить автор и т.д.) V. Подведение итогов урока. Выводы о философском звучании природы в творчестве Ф.Тютчева. VI. Заключительное слово учителя. “Вся земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им и имели общение со своим Творцом, прославляя его”. (Бытие 1:14-25) VII. Выставление оценок, комментирование. Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение; сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и Ф.И. Тютчева “Я встретил вас – и всё былое…” Потребность в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе, так как это позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Во многих странах Западной Европы и в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью. На развитие одаренных старшеклассников ассигнуют большие деньги. Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне урока – одна из главных ступеней этого процесса. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |