Преподавание литературы "Зорко одно лишь сердце" ("Маленький принц" А.Сент-Экзюпери)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1070 Петрова Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы Цель:
Оборудование:
Доска: цитаты из сказки А. Сент-Экзюпери.
мир взрослых мир детей
I. Слово учителя:
… Жизнь и смерть…, добро и зло…, любовь и ненависть… - вечные неразрешимые вопросы человечества. Более 3-х тысячелетий человек ломает голову, над ними, но так и не находит ответа. – Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия? Может быть, чтобы чувствовать себя человеком! “Вечные” вопросы: – Для чего мы живем? - Что есть счастье?… – Вечная отвлеченность; они будто взмывают над нами, а мы остаемся внизу: на наших подошвах – налипшая глина наших дней, в наших руках умах – тяжесть повседневных забот и труда. Когда “вечных” вопросов много веет духом ритори- ки всемирной “печали”! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин) Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: “Зачем я здесь? На этой Земле?” “Кто я?” “Что значит мир вокруг меня?” Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном… Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?”, и героев Шекспира с неразгаданным “Быть или не быть?” Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери. (Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих) “Детство – это огромный край, откуда приходит каждый” – писал Экзюпери. “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза. Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки… И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов… Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы. Родившийся в 1900 году, Сент-Экзюпери достойный ровесник нашего научно-технического века. В пять лет Тонио уже познакомился с паровозом. А восемнадцатилетний Сент-Экзюпери, проходящий курс специальной подготовки для поступления в высшее военно-морское училище. В школе Экзюпери – рассеянный ученик. Его сочинения находили прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Вскоре Антуана постигла тяжелая утрата – умер его товарищ детских игр – его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни. После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище. Но карьера блестящего морского офицера, не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по … литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. “Прежде, чем писать, нужно жить”, - наметит он позже. Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же”. В своих книгах он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”, … “нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам…”, “… невозможно жить без поэзии, без любви”. Жить… Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом “нужных связей” и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу. “Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям”. 31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание. … Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель. А в 1986 году “Обществу друзей Сент-Эк” удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря… навстречу звездам, в никуда… Полет прерван, жизнь закончена. Смерть! Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно? Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”. Сент-Экзюпери подарил людям простые, но вечные рецепты: И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все. Сент-Экзюпери жил, как герои его произведения и смерть его – разве это не смерть Маленького Принца? Пророчески звучат строки:
Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев. И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все “родом из детства”. Проводником в этот “удивительный край” будет философская сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?) Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества. Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину, ведь детский взгляд неподкупен. (Песня “Маленький принц” Добронравов, Пахмутова, 1–3 куплет) … Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту “звездный заметить свет из-под ресниц”. Может и нам навстречу “выйдет доверчивый Маленький принц”… Рассказ – иллюстрация: – Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет? Кто самый внимательный читатель:
Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет! Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет. И о каждом из них у малыша сложились особые представления: 1 группа. На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет? (Странный народ – эти взрослые) II группа. Встречает в своих странствиях Маленький Принц и “Делового человека”, занятого бессмысленным подсчетом звезд (Чтение по ролям) – Почему Делец не может быть человеком, он гриб? Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете). Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете. – Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.) – Чем мир взрослых отличается от мира детей? Цитата (Почему взрослые любят цифры?) Картина 1. Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший “удава” с шляпой? – Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны. Картина 2. Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?) – Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943). Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк. Человек должен отвечать за тех, кого приручил! Все просто – и сложно! Путешествие продолжается! III группа. На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (Это полезно потому что красиво!) На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему? (Именно Географ, размышляющий о вечном, заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна) Он советует Маленькому Принцу посетить землю, у которой “неплохая репутация”. Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда.) IV группа. И вот земля. (Выразительное чтение отрывка.) Пустыня встретила героя. Почему? Выразительное чтение по ролям отрывка “Встреча с Лисом и Змеей”. – Почему змея считает себя могущественнее людей? – В чем мудрость простого цветка на земле? – Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами? – Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту? – Чему Лис учит Малыша? Вывод:.
Что значит приручить? (Создать узы.) Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили. – Почему принц решает вернуться к Розе? – Что в дружбе самое главное? (Верность.) – Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему? Маленький Принц возвращается к своей Розе. – Но какой ценой? (Цена – жизнь.) Группа 5. Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви. Чтение по ролям эпизода смерти главного героя. Жизнь – Смерть Маленького Принца – жизнь – Смерть Сент-Экзюпери. Цитата: “Умирать надо за то, ради чего стоит жить”. За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.) Сент-Экзюпери (любовь к людям). Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.) Учитель:
Именно любовь заставляет автора вглядываться в ночное небо, искать среди звезд знакомый астероид Б-612, пытаться услышать звонкий смех звездных колокольчиков и шептать: “Прилетай скорей!” В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность. Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери! Если можешь, прилетай скорей! (Песня “Нежность” Пахмутова, Добронравов) Дополнительные вопросы:
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение “Какие слова сказки показались мне самыми важными?” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |