Преподавание литературы Урок по творчеству О.Мандельштама "Улица Мандельштама" (судьба и творчество поэта)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2731 Таптунова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы; Зыкова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Вид урока: диалог со временем. Оборудование:
Эпиграф к уроку (на доске): Я участвую в сумрачной жизни, Ход урока I. Вступительное слово учителя. Немногие из русских поэтов ощущали свою жизнь как историю России с той силой, что присуща была Мандельштаму.
- пишет Мандельштам в 1911 году, как бы предрекая сою судьбу. Для нас, спустя почти 70 лет после гибели поэта, остается загадкой – почему именно Мандельштам, хрупкий, не отличавшийся бесстрашием, не стойкий на допросах, почему именно он – единственный! – в страшном, сумрачном 1933 году решился бросить вызов Палачу. Всех времен и народов. Сегодня на уроке стихотворение Мандельштама, факты его биографии, архивные материалы того времени помогут нам разгадать эту загадку. II. Выступление учащихся.
III. Литературная композиция “Улица Мандельштама”. Учитель:
Имя Осипа Мандельштама трагически связано и с историей нашего города – Воронежа. Но сколько бы мы ни искали, мы не найдем улицы с его именем. И всё-таки она есть – улица, которая проведет нас по судьбе поэта. Сегодня мы имеем уникальную возможность прикоснуться к истории, которая сохранилась для нас в письмах и архивных документах того времени. Ученик: (читает наизусть стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны”). Учитель: Изолировать, но сохранить – так решил судьбу О.Мандельштама Сталин. Изолировал и толкнул на смертную черту. Но само время сохранило поэта для нас. Ученица: (читает воспоминания Э. Герштейн об истории создания стихотворения “Мы живем, под собою не чуя страны”. “…Я очень запомнила один из наших тогдашних разговоров о поэзии. Осип Эмильевич, который очень болезненно переносил то, что сейчас называют культом личности, сказал мне: "Стихи сейчас должны быть гражданскими" и прочел: "Мы живем, под собою не чуя страны..." Примерно тогда же возникла его теория "знакомства слов". Много позже он утверждал, что стихи пишутся только как результат сильных потрясений, как радостных, так и трагических. О своих стихах, где он хвалит Сталина: "Мне хочется сказать не Сталин-Джугашвили" (1935?), он сказал мне: "Я теперь понимаю, что это была болезнь"…”.). Учитель: В ночь с13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовали. А.Ахматова: “13 мая 1934 года его арестовали. Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Его увезли в семь утра.”. Ученик: (читает выписку из протокола допроса Мандельштама, в которой сообщается о ссылке поэта в Воронеж).
Учитель: Жизнь Мандельштама в Воронеже была невыносимо тяжела, мизерные литературные заработки не давали возможности прожить, подорванное допросами здоровье всё чаще давало о себе знать. Вдали от друзей и родных Мандельштам медленно угасал. А.Ахматова: “Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появилось в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен”.
Ученик: (читает письмо Мандельштама к жене Н.Я. Мандельштам) О Н.Я. Мандельштам сказано немало добрых слов. Это ей, последовавшей в ссылку за мужем, посвящаются эти строки:
(Звучит музыка Бетховена “увертюра к опере “Эгмунд”). Учитель: Навестившая Мандельштама в феврале 1936 года А.Ахматова на обратном пути из Воронежа заехала в Москву, и они вместе с Пастернаком ходили на прием к прокурору. Их просьба об облегчении участи Мандельштама или о возможности переменить город осталась не выполненной. Сложившись, Пастернак и Ахматова послали Мандельштаму 1000 рублей, чтобы дать ему возможность пожить какое то время в Задонске, хоть на несколько недель сменив опостылевшую обстановку Воронежа. В 1936году поэт заканчивает работу над своей “Воронежской тетрадью”, ставшей лебединой песней его творчества. Подобно А.С.Пушкину, О.Мандельштам писал свое поэтическое завещание “Заблудился я в небе, - что делать?”
Ученица: вынужденное пребывание в Воронеже, болезни, разлука с дорогими людьми - всё это стало шагом к его гибели. Мысль о том, что можно никогда не увидеть всё то, чем он жил до ареста, убивала. Так же, как убивала она и тех, кто его любил. (Читает письмо Н.Я.Мандельштам к мужу) Учитель: (читает стихотворение “Ещё не умер ты, ещё ты не один…”). “У меня отняли всё: право на жизнь, на труд, на лечение. Я тень. Меня нет. У меня есть только право умереть”, - писал Мандельштам Чуковскому вначале 1937 года. А впереди был новый арест, новая ссылка и безвестная гибель в лагерях Владивостока. Ученик: (рассказывает о последних годах жизни и гибели Мандельштама). Учитель: (заключительное слово учителя).
поэта, гражданина, человека трагической судьбы. Сегодня мы понимаем, что нет нашей вины в той далекой трагедии… И всё же… Тревога не угасает. Не повторилось бы подобное в жизни наших современников. IV. Домашнее задание: написать сочинение-эссе по теме: “Биография поэта: эпоха и личность”. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |