Преподавание русского языка Формирование УУД в процессе работы над пунктуациейNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 910 Потапова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Каждый раздел русского языка как учебного предмета представляет определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Цель моей статьи – проследить их на примере работы с пунктуационными нормами. По оценке ФИПИ, результаты ЕГЭ и ГИА свидетельствуют о недостаточной сформированности аналитических умений у значительной части выпускников, и этот недостаток ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с пунктуационными нормами. При этом уровень сложности заданий оценивается как базовый, а результат не оправдывает ожиданий. Почему так происходит? Возможно, причина в том, что при работе над пунктуационными нормами мы не уделяем должного внимания тому, как формируются у ребят универсальные учебные действия – особенно те из них, что отвечают за логические операции и работу со знаково-символическими средствами. Все они относятся к группе познавательных УД и позволяют учащимся самостоятельно (что и требуют условия государственного экзамена) справляться с поставленными задачами. Пунктуация как раздел лингвистики систематически начинает изучаться в 8 классе. При этом с ситуациями, где требуется использование знаний о правил пунктуации, ученик начинает сталкиваться намного раньше – уже с 5 класса: диктанты, изложения, сочинения. Если не работать с пунктуационными нормами с 5 класса, какое сложится к ним отношение? («Ерунда», «пол-ошибки»). Поздно рассчитывать на формирование пунктуационных навыков в 8, 9 классах – работа должна проводиться уже с 5 класса. Вроде бы всё ясно: есть задания в упражнениях (например, «вставь недостающие знаки»). Мы периодически устраиваем уроки повторения пунктуации. Но удаётся ли нам заложить представление о главном принципе русской пунктуации – грамматическом? А главное, формируются ли у ребят необходимые для самостоятельного решения задач учебные действия? Как построить работу, чтобы их формирование не затерялось, не помешало в работе над другими разделами школьного курса? Нужны формы, которые позволили бы оперативно контролировать и корректировать этот процесс. Нужна такая работа над основными понятиями начиная с 5 класса, которая бы учитывала формирование тех учебных действий учащихся, что отвечают за успешность процесса. Итак, работа над пунктуацией начинается с 5-го класса. Что же мы имеем? С каким багажом знаний по пунктуации приходят к нам дети? Какие УД у них сформированы? ПО ФГОС выпускник начальной школы научится: Содержательная линия «Система языка». Раздел «Синтаксис»:
Выпускник получит возможность научиться:
Мы должны ясно понимать, что именно в 5 классе закладываются представления о пунктуации, её принципах. Выпускники начальной школы владеют минимальным набором знаний, минимальным набором инструментов для пунктуационного анализа (представление о подлежащем и сказуемом). Складывается «забавная» ситуация: многие выпускники начальной школы твёрдо убеждены, что знаки препинания ставятся «по интонации» (по аналогии со знаками конца предложения). Поэтому наша задача – не только обеспечить их знаниями, но и научить их осуществлять анализ и синтез предложенных объектов, сравнивать, классифицировать их по предложенным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). Что же предлагается нам программой в 5 классе? Я опираюсь на программу под редакцией В.В.Бабайцевой. В начале учебного года (на 6-й неделе) в рамках «Вводного курса» начинается работа над разделами «Синтаксис» и «Пунктуация». Курс рассчитан на 40 часов (около 7 недель). Сравните объём знаний и умений с тем, что предлагается для выпускника начальной школы: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Умения и навыки:
В программе не прописаны УУД учащихся, но мы с вами можем понять, что, в первую очередь, нужно научить пятиклассников действиям со знаково-символической системой, моделированию, составлению схем, осуществлению анализа и синтеза. Т.е. кроме передачи знаний, мы должны отвечать за создание условий, в которых формируются УУД – источник будущей самостоятельности ребёнка, основа его языковой компетенции. Колоссальная работа! За 40 часов! Практически «с нуля». Мало того, мы должны так построить работу с учебным материалом, чтобы «не потерять» эти знания на протяжении 5-го, 6-го, 7-го класса – вплоть до 8-го, когда мы вновь обращаемся к изучению синтаксиса и пунктуации. На мой взгляд, недостаточно рассчитывать только на упражнения учебника. В них внимание ребят привлечено, в первую очередь, к решению других учебных задач: по орфографии, морфологии и т.д. Для себя я нашла выход в следующей форме работы. Форма упражнения: С 5 по 11 класс я регулярно предлагаю детям особые карточки. В них от 3-х до 7 предложений, которые надо проанализировать и по результатам анализа вставить пропущенные знаки. Обязательно – использование графических решений или схем. Т.е. подчёркиваем члены предложения, отвечающие за знаки, рисуем, если надо, схемы. На листе А-4 умещается от 5 до 7 карточек. Интервал – 1,5. А вот размер шрифта может быть и 10-11. Образец (5 класса – І полугодие): Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
Значение Карточка содержит только пунктуационные задачи и контролирует, корректирует формирование знаково-символических действий, навыки моделирования, действия анализа и синтеза – т.е. УУД. Как работать с карточкой? Важно, чтобы работа с данным упражнением не занимала более 5-7 минут, а оценка носила игровой или соревновательный характер. Т.е. формировалась бы «ситуация успеха». В 5 классе в начале работы я предлагаю сдавать карточки на проверку только тем, кто уверен «на 5», потому что для ребят, столкнувшихся с новыми знаниями, новыми действиями, невероятно важна установка на успех их деятельности. Карточки, как правило, использую в начале урока (сразу после орг. момента), чтобы «не зависеть» от его темы и помочь ребятам «войти» в рабочее состояние через стимулирующую игру, соревнование. 3–4 минуты ребята работают самостоятельно. Далее следует обязательная проверка, проговаривание и объяснение решения. Если за карточку предполагается выставить оценку – то прошу ребят обменяться листочками (этот приём формирует доверительные взаимоотношения с классом, учениками), но можно воспользоваться и проектором для проверки. Главное, чтобы сразу выявить ошибки и распознать их причины: недостаток знаний или нарушение алгоритма действия. Обычно мы работаем в парах: обмениваемся карточками для взаимопроверки. Один ученик проговаривает свой вариант расстановки знаков, остальные – проверяют. При этом использую речевые формулы, которые стимулируют оценочную работу учащихся: «Кто согласен с Андреем? Кто считает иначе?» Ученики обязательно рассказывают, почему они поставили тот или иной знак, т.е. проводят пунктуационный анализ и проговаривают свои действия. Возможны другие формы проверки: групповая, парная. Но даже когда карточки собираются для проверки учителем, проговариваем решения – для формирования действий самоконтроля и самооценки – регулятивных УУД. Вы видите, что проверяются не только знания, но и действия ученика, а это, пожалуй, даже важнее на первых порах. Частота В первом полугодии 5 класса использую карточки 2-3 раза в неделю. Во втором – 1-2 раза, но обязательно. В 6-9 классах – 1-2 раза в неделю обязательно. Карточка помогает как отработать определённые правила, так и провести работу над типичными ошибками учащихся. Материал Для создания карточек использую пособия С.А.Громова («Московский лицей»), Г.И.Блинова и др. (Просвещение), Н.Г.Ткаченко (Айрис), Т.М. Фалиной (Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС) и т.д. Чтобы быстрее набрать необходимый материал для составления карточек, прошу «помощников» из числа ребят составить задания для одноклассников, оговорив тему, а главное – количество слов в предложении. Можно устроить конкурс на самую «интересную» или «трудную» карточку. Можно организовать работу над проектом – составить карточки по определённым темам. Системность 5 класс, сентябрь. Уже с первых недель ведётся работа с карточками. Во-первых, проверяем, как дети умеют находить подлежащее и сказуемое, контролируем работу со знаково-символической системой. Можно предложить ребятам примеры с разными способами выражения подлежащего. На примере знакомых с начальной школы однородных членов попытаться понять роль запятых (разделительная функция), попытаться (на первых порах – эмпирически) понять законы появления запятой. К началу «Вводного курса» ребята должны освоиться в работе со знаково-символической системой, осознать необходимость действий анализа и синтеза при постановке знаков препинания. Только тогда будет успешной работа над предложенными программой темами. В 6-м и 7-м классе карточки служат больше средством отработки известных пунктуационных норм и УД. Можно увеличивать количество слов в предложении, усложнять его структуру и т.д. Итак, подобная форма работы помогает не только закрепить нормы пунктуации, скорректировать работу над ошибками, но и сформировать УУД учащихся (логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, развитие знаково-символических действий, развитие «языкового чутья»). Следовательно, определённая система работы, правильно расставленные акценты – залог успешной работы над формированием языковой компетенции учащихся. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |