Преподавание русского языка Разработка урока русского языка в 7-м классе по теме "Причастие как часть речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1284 Халина Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием учебного процесса, поиском новых приёмов обучения языку и использованием их в сочетании с традиционными методами. Достижение результата на уроке возможно только при условии развития творческой активности учащихся, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач. О прочности знаний можно судить после того, как учитель видит заинтересованность детей в процессе урока, а также поддерживает творческую активность у учащихся как во время урока, так и в процессе подготовки к нему. Особенность изучения русского языка в 7 классе в том, что дети знакомятся с новыми частями речи (причастием и деепричастием), изучение которых составляет значительную часть программы в данном классе и служит основой для изучения русского языка в 8 – 9 классах. Изучение этих частей речи вызывает определённые трудности у детей. Я предлагаю разработку нетрадиционного урока по обобщению знаний, полученных при изучении темы “Причастие, как часть речи”. Вид урока: игра Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Технология: элементы групповой и игровой технологий Цель:
За неделю учащиеся получают задание :
Оборудование урока. Парты расставлены на пять команд, стол жюри, доска, подготовленная к работе; подготовленные таблицы, схемы. Каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе. Победители получают оценку “5” Ход урокаОбъявляется 1-й конкурс “Теоретический” Первая команда даёт задание второй, вторая – третьей, третья – четвёртой, четвёртая – пятой, пятая – первой (и так в каждом конкурсе) Задание (1-ая команда даёт задание 2-ой) 1. Укажите морфологические признаки, унаследованные причастием от глагола и прилагательного. Вспомнить каким причастиям принадлежат данные суффиксы.
Задание 2-ой команде даёт 3-я команда Каким причастиям принадлежат данные суффиксы
Расскажите об образовании действительных и страдательных причастий . Задание 3-ей команде даёт 4-ая команда Расскажите о правописании не- с причастиями Задание 4-ой команде даёт 5-ая команда Расскажите о правописании одной или двух -н- в причастиях. Задание 5-ой команде даёт 1-ая команда. Расскажите о морфологических признаках причастия и о знаках препинания при причастном обороте. Конкурс №2 “Пунктуационный” Расставить знаки препинания в предложениях.
Конкурс №3 “Орфографический” 1. Вставить пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий. Умира..ие звёзды, бодр..ий морской воздух, запах распуска..щейся зелени, брезж..щий свет звёзд, сверка..ий снег, улыба..ееся детское лицо, утоля..ее боль лекарство, стро.ийся дом, приближа..аяся ночь, плыву..ие облака, веду..ая к садам дорожка. 2. Запишите в два столбика причастия с суффиксами –ем- , -им- Муч..ый жаждой, рекоменду..ая книга, сжига..ое топливо, уважа.. ый всеми, умножа..ое число, видый простым глазом, колеблый ветром, взвешива..ый товар, забива..ый в стену гвоздь. 3. Вставь пропущенные буквы. Выслуш…ый приказ, отпущ…ый товар, задерж…ая книга, успоко…ые родители, разве…ые сомнения, выброш…ый мусор, засе…ые поля, заостр…ые копья, встревож…ая мать, измуч…ое животное, замеч…ая опечатка, выпущ…ая птица, раскле…ые объявления, навьюч…ые волосы, растер…ый вид, обещ…ый подарок, сдерж…ый шёпот. 4. Вставь пропущенные буквы. Выпиши причастия и прилагательные в две колонки. Ищи подсказку. Смущён…ый юноша, бешен…ый пёс, квалифицирован…ый рабочий, кован…ая решётка, выполнен…ая работа, журавлин…ый крик, единствен…ое доказательство, кожан…ые перчатки, окон..ые рамы, жарен…ая на сковородке рыба, сушён…ые грибы, смышлён…ый парень, ранен…ый в бою солдат, незван…ый гость, отработан…ые дни, сушён…ые на солнце грибы, вспахан…ые поля. 5. Раскрыть скобки. (Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница,(не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)летящая, а сидящая птица, (не)пробудный сон. Конкурс №4. “Вопросы “на засыпку” 1. Установи, в каком случае предан является кратким страдательным причастием и в каком – прилагательным.
2. В роли какой части речи выступают причастия?
3. Попробуй образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, вести, вычитать, предлагать, зависеть. 4. В стихотворении А. Пушкина “К морю” есть такое четверостишие:
Что означает слово томим, как и от чего оно образовалось? 5. Какое двойное лексическое значение имеют данные слова: выдвинут, обманут, покинут, проникнут, тронут? Конкурс №5. “Творческий” Придумать грамматическую сказку:
В конце урока жюри подводит итоги, учитель выставляет оценки. В качестве домашнего задания даётся подготовка к контрольной работе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |