Преподавание литературы Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» (В.Г.Белинский)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1713 Гаврилова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица «Реформа стихосложения» (Приложение 1), учебники литературы 9 класс. Ход урока.1. Организационный момент.Проверка готовности класса к уроку. 2. Сообщение темы урока.-В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин). -Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы. - А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а если бы Пушкин творил при жизни Михаила Васильевича, то его слова можно было бы назвать пророческими:
3. Основная часть.1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова Слайд 3 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка». Слайд 4 В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть Слайд 5. Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг. Слайд 6 Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье» Слайд 7 В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. Слайд 8 В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию Слайд 9 В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии Слайд 10 В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. Слайд 11 Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Слайд 12 В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. Слайд 13 В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян». 2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы Слайд 14 Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер:
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей. 1) Теория трёх стилей Слайды 15-17 2) Работа со статьёй учебника стр.128-132. Задание: составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске.
3) Работа в группах 1 группа. Посмотрите и проанализируйте положительные и отрицательные стороны (для дальнейшего развития литературы) теорию «трёх штилей». Имеет ли она связь с классицизмом? 2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:
3группа. Посмотрите в словаре значение терминов: ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит великий ученый и поэт? 4 группа. Определите слова в соответствии стилю:
5 группа. На примере одной - двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений. 4) Реформа стихосложения Слайд 18 М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения. Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования Слайд 19 До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги. Слайд 20 М.В.Ломоносов , опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке , выступает за чередование мужской и женской рифм. В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии. Я знак бессмертия себе воздвигнул Работа с таблицей (Приложение 1) Слайд 21 Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений. Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции , героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений 3. Память о Ломоносове Слайд 22 Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры Слайд 23 - прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл? Памятники М.В.Ломоносову Слайды 24-25. -Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему ? - Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему? Слайд 26 Орден Ломоносова. -За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом? -Как вы думаете, почему? 4. Подведём итоги.- Что нового вы узнали на уроке? - Что ещё хотели бы узнать? -Над чем вы задумались, уходя с урока? 5. Домашнее задание.Обязательно: -повторить определение оды, - прочитать «Оду на день восшествия…..» По желанию: - составить статью «Заслуги М.В.Ломоносова». - составить вопросы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова для викторины «Великий сын великого народа» -подобрать высказывания известных людей о Ломоносове Учитель А завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н.И.Рыленкова «Ломоносов». (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |