Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе по теме "Похвальное слово знакам препинания"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2623 Шевчук Наталия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Обобщение и систематизация изученного:
3. Подведение итогов. Оборудование: мультимедийная установка, карточки со схемами предложений. Цели и задачи урока: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
I. Организационный момент. Приглашаю Вас совершить путешествие по стране Лингвинии. Перед нами карта, которая поможет нам совершить это путешествие. (Презентация. Слайд № 2) II. Повторение пройденного. 1. Устная работа по карте. - Внимательно посмотрите на неё и скажите, из каких областей языкознания состоит эта страна? (Морфемика, Лексика, Фонетика, Морфология, Синтаксис…) - А как вы думаете, какое название должен носить этот (ничем не обозначенный) материк? Ведь, если присмотреться, то мы увидим, что он является неотъемлемой частью Синтаксиса. (Его название – Пунктуация) (Слайд №3). - Попробуйте обосновать свой ответ (Синтаксис изучает предложения, а в предложении присутствуют знаки препинания) Наша задача с вами посетить именно эту область языкознания. - Можете предположить, о чём пойдёт речь на уроке? (Мы будем говорить о важности знаков препинания в русском языке, о правилах их постановки и о функции, которую они выполняют) Тема урока: Похвальное слово знакам препинания. (Слайд №4) - Знаете ли вы, ребята, почему знаки препинания так называются? (Чтение предложений и текста происходит с препятствиями, отсюда название - знаки препинания) - Как вы думаете, что сложнее, чтение с препятствиями или без них? Верный ответ можно найти после прочтения текста. 2. Устная работа с текстом. (Слайд №5)
- Ну, как, трудновато читать? А ведь именно так писали (только на древнерусском языке) до конца XV века. - Что же нам необходимо сделать для прояснения смысла предложений и текста в целом? (Отделить предложения друг от друга, расставив знаки препинания. - Давайте попробуем это сделать. Прочитайте ещё раз текст, показывая паузами конец предложений. 3. Аналитическая работа с текстом стихотворения. - Проверьте, правильно ли вы это сделали? (Слайд №6) - А просто ли понять прочитанное стихотворение? Проверим на примере отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Узник”. Прочитайте его выразительно в соответствии с поставленными знаками препинания. (Слайд №7)
- Как вы думаете, какую роль выполняет точка, поставленная в конце первого предложения? (Точка отделяет первое предложение от второго, помогая понять содержание первого четверостишия: узник находится в темнице, орёл клюёт пищу под окном) - Что изменилось, если бы на месте точки стояла запятая? (Можно было бы подумать, что рассказ ведётся от лица узника, который сравнивает себя с орлом или это сам узник-орёл) - Можно ли теперь сделать вывод о функции знаков препинания в конце предложения? (Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, обеспечивая читающему и пишущему однозначное понимание предложения и текста) - А какие ещё знаки препинания, кроме точки и запятой, используются в русской пунктуации? Для ответа на этот вопрос приглашаю вас на… 4. Парад-алле знаков препинания. (Слайд №8) Кто бывал в цирке, тот знает, что представление начинается с парада-алле, когда все актёры выходят на сцену, чтобы зрители познакомились с ними. Глядя на эту арену со знаками препинания, найдите и назовите знаки, которые ставятся:
Вот перед вами одно и то же слово, записанное несколько раз. Сначала произнесите в уме эти слова так, чтобы они не прозвучали для вас одинаково. Да, Да? Да! Да?! Да - а. Да: Да… (Слайд №9) 5. Чтение диалога парами. (Слайд №10) А теперь постарайтесь прочитать парами шуточный диалог, в котором собрались все “Да”.
- Что помогло прочитать диалог с правильной интонацией, и что повлияло на речь читающего? (Поставленные знаки препинания помогли прочитать диалог и способствовали тому, чтобы речь была эмоциональной, выразительной). Таким образом, мы определили ещё одну функцию знаков препинания 6. Работа по учебнику. - Продолжаем путешествовать? Посетим урок географии. (Учебник С.105, упр.265.) - Прочитайте задание № 1. - Опираясь на данный рисунок, сформулируйте географические термины. (Слайд №11) Атмосфера - (воздушная оболочка Земли) Гидросфера - (водная оболочка Земли) Литосфера - (твёрдая оболочка Земли) Мантия - (внутренняя сфера Земли, находящаяся под её корой и доходящая до ядра) - Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях? Расскажите о правилах их постановки. (Тире поставили после терминов, так как между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. ставится тирe). (Слайд №12) 7. Работа в тетрадях. Запишите оно из этих предложений, обозначая его грамматическую основу. Начертите схему предложения. - Пользуясь словарём, объясните происхождение иноязычных слов: атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия. (Первые три слова произошли от греческого языка, слово мантия - от лат.) - Какой словарь нам помог это сделать? (Этимологический словарь) - Докажите, глядя на рисунок, что у слова “мантия” есть омоним? (Мантия -“покрывало”, “накидка”, “плащ” - от манто) При объяснении этимологии иноязычных слов мы с вами снова незаметно возвратились в страну Лингвинию. 8. Работа по группам. - Что вы можете рассказать о знаках препинания, которые ставятся в середине предложения? Проведём эту работу по рядам. 1-я гр. – подготовит устное сообщение о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и при обобщающих словах (примеры). 2-я гр. – готовит сообщение о знаках препинания при причастных оборотах (примеры). 3-я гр. – расскажет о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах (примеры). - На какие вопросы отвечает причастный оборот? Деепричастный оборот? (Причастный оборот отвечает на вопросы какой (-ая, -ое, -ие)?; деепричастный - где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?) 9. Цифровой диктант. (Слайд №13) Разделите тетрадный лист на два столбика (высотой на 2-3 строки). Выпишите в 1 столбик номера предложений, содержащих причастный оборот, во 2 столбик номера предложений, с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. (Слайд №14)
- Назовите номера предложений, которые содержат причастный оборот. (2, 3, 4) - Назовите предложения, которые содержат одиночное деепричастие и деепричастный оборот. (1, 5, 6) - Какую функцию выполняли знаки препинания в этих предложениях? (Запятые выделяли смысловые отрезки, которые осложняют предложение) - Почему не выписали 7-е предложение? (Оно не имеет оборотов) 9.Лингвистический анализ текста. - Какая картина возникла перед вами при прочтении текста? (Картина пасмурного неба) -Что вы можете сказать о стиле и о типе текста? Аргументируйте свой ответ. (Стиль текста - художественный, тип речи – описание. Используются художественно – выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения) На этом наше путешествие подошло к концу. Осталось подвести его итоги. III. Подведение итогов. - Вспомним, для чего же служат знаки препинания в русском языке? Каковы их функции? (1 .Отделяют предложения друг от друга в тексте; 2. Способствуют эмоциональной, выразительной речи; 3. Выделяют смысловые отрезки, которые осложняют предложение) (Слайд №15) Таким образом, мы увидели, что знаки препинания в русском языке играют важную роль. Именно по этому сегодня на уроке, путешествуя по стране Лингвинии, мы произносим им похвальное слово. IV. Домашнее задание. Домашнее задание: составьте свои примеры со словом “НЕТ” аналогично шуточному диалогу со словом “ДА”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |