Преподавание русского языка
 Интегрированный урок развития речи (русский язык + "Мой город") "Храмы и памятники нашего города". 5-й класс
 
Notice:  Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
 
Notice:  Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
Добавлено: 2012.08.26 
Просмотров: 740  
 Земскова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, культуры родного края   Цели урока:    - Познакомиться с лексическим значением слов “храм” и “памятник” с помощью разных способов толкования
  - Развивать умение выражать основную мысль
  - Воспитывать в себе стремление обращать внимание на непонятные слова, узнавать их значение в словаре и обогащать свою речь. 
    Тип: урок формирования знаний.  Вид: урок с применением ИКТ.  Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный пректор, экран  Литература:    - Данилова А.П., Данилов В.Д., Иванова Т.Н. Мой город (Путешествия по Чебоксарам). – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2004.
  - Русский язык: уч. для 5 кл.общеобраз. учреждений /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А.Леканта.М.: Дрофа,2005.
     На “до” и “ныне” время раздвоив,  Сквозь пряный   В липовом уборе город,  Врываюсь в Чебоксарский я залив,  Где в поздних сумерках  зажжется скоро  Блестящий шар фонтана над водой,  Вечерней ярмарки возникнет рокот,  Где фонарей над медленной, пустой  Лиловой гладью слышен  робкий шепот,  Где золотом сияют купола  Церквей,  парящих в темном плюше неба,  И где “Дорога к Храму” пролегла…  Как жаль, что ты в ту ночь  со мной там не был…  Л.Кубашина.    Презентация       - Вступление учителя
  - Запись в тетрадь темы урока
  - Слайд с названием урока с целями урока
     |  Ребята, каждый из вас не раз бывал в исторической части нашего города, где, говоря лирическими строками поэтессы Кубашиной, “…золотом сияют купола церквей, парящих в темном плюше неба, и где “Дорога к Храму” пролегла…” Сегодня темой урока развития речи я выбрала тему “Храмы и памятники нашего города”.  На уроке мы познакомимся с лексическим значением слов “храм” и “памятник”, будем учиться выражать основную мысль, подбирая для этого правильные слова и выражения, и стараться воспитывать в себе стремление обращать внимание на непонятные слова, узнавать их значение в словаре, обогащая свою речь.  И первое, что мы выясним, это значение слова “храм”.  |    |     | Вопрос классу |  Как вы думаете, что означает это слово?  |  (Храм – это место, куда люди приходят молиться, просить прощения, где совершаются различные обряды: крещение, венчание, отпевание и др.) |       - Показ слайда со словом “храм”
  - Запись в тетрадь
     |  Давайте посмотрим, каково значение слова “храм” по толковому словарю. |    |       - Слово учителя
  - Показ слайда с храмами 
     |  Когда-то в нашем городе храмов было гораздо больше, чем сегодня (только церквей было 15, а еще были монастыри). К сожалению, многие храмы разрушились от времени, а некоторые были снесены, попав в зону затопления. Но сегодня мы с вами видим, что храмы вновь восстанавливаются, идет строительство новых. В каждом районе нашего города есть свой храм. На картинке вы видите некоторые церкви (перечисляются названия церквей).   |    |     | Показ слайда с Введенским собором |  С одним из храмов мы познакомимся поближе. Это Введенский собор. О нем нам расскажет Дима Привалов. Давайте внимательно послушаем, а после рассказа Димы я хотела бы услышать от вас ответы на следующие вопросы: - почему этот храм самый главный в городе?
  -  почему он так называется?
  - что является главной святыней этого храма?
     |  -Это первый православный храм, первое каменное сооружение в честь введения во храм иконы Пресвятой Богородицы икона Владимирской Божьей матери |       - Слайд со словом Введенский
  - Запись в тетрадь
     |  Проведем лингвистическую работу со словом “Введенский”. Конечно, вы обратили внимание на необычное написание слова. - Посмотрите в словаре морфем значение приставки в- с.281
  - Запишите эту словообразовательную цепочку в тетрадь
     |  Введенский-введение- ввести  в-(во-)- движение внутрь |     | Дом. задание |  Прежде чем мы сделаем паузу, я попрошу вас записать дом. задание в дневник. Дома вы продолжите работу над словом, его лексическим значением и обязательно поработаете со словарем.  |  Упр. 219, 220 |     | Физкультминутка |  Давайте немножко отдохнем. |    |     | Слово учителя |  Продолжаем урок. Мы познакомились с лексическим значением слова “храм”. Но сегодня говорим не только о храмах, но и о памятниках нашего города. Скажите, почему мы так говорим - “памятник”? |  Потому что память о ком-то или о чем-то |       - Слайд со словом “памятник”
  - Запись разбора по составу в тетрадь
     |  Запишите лексическое значение слова в тетрадь.  У нас сегодня урок развития речи. Вспомните, какие еще есть способы определения лексического значения слова?   - 1-й способ – по толковому словарю
  - 2-й способ- морфемный (разбор по составу). 
    Кто выполнит разбор? Как определили корень? Что означает суффикс? О чем говорит окончание?  Подбор однокоренных слов    - 3-й способ- подбор синонимов
  - 4-й способ- объяснение с помощью рисунка, картинки
     |  Один ученик у доски выполняет разбор остальные отвечают устно -ник – “лицо, профессия”  “помещение”   память, памятливый, памятный  монумент  |     | Слайд с памятниками |  Посмотрите на слайд с некоторыми памятниками нашего города.  Ребята, помните, вы выполняли работу в тетрадях, составляли небольшие рассказы о достопримечательностях города Чебоксары.  Есть ли среди ваших работ рассказы об этих людях (на слайдах)?  Узнаете этих людей? Чем они знамениты?   |  Ответы учеников: М.Горький, А.Г. Николаев, К.Иванов, И.Я. Яковлев |     | Слайды с изображением памятника и предложений.  |  Я мышкой показываю на картинку, а вы отвечаете. Теперь проверим правильно ли отвечали и запишем в тетрадь и на доске предложения.  |  Запись предложений - Пам...тник Андрияну Николаеву – пок...рителю косм...оса.
  - Памятник Ивану Яковлевичу Яковлеву, в...ликому чувашскому пр...св...тителю.
  - Памятник Максиму Горькому находит(?)ся на одноиме(нн,н)ой улице.
  - Памятник Константину Иванову, автору извес(тн,н)ой поэмы (Нарспи).
     |     | Слайд: цели урока  |  Мы сегодня с вами плодотворно поработали, узнали что- то новое. Как вы думаете, а достигли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?  |    - Познакомились с лексическим значением слов “храм” и “памятник”
  - Потренировались выражать главную мысль
  - А работа над воспитанием стремления узнавать значение непонятных слов долгая и кропотливая, которая помогает обогащать свою речь
     |        
Notice:  Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 
 
Notice:  Undefined offset:  1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 
 |